ОПЕК готовится к росту иракского экспорта
Организация стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) начинает готовиться к предстоящему крупномасштабному выходу Ирака на нефтяной рынок. И хотя экспорт нефти из этой страны в значительных объемах, превышающих довоенные поставки в 3 млн баррелей в сутки, ожидается не ранее чем через год, картель уже сейчас старается договориться с крупнейшими независимыми поставщиками сырья (в число которых входит Россия) о мерах по стабилизации цен. Вчера министр энергетики и горнорудной промышленности Венесуэлы (которая является одним из самых авторитетных членов ОПЕК) Рафаэль Рамирес встретился со своим российским коллегой Игорем Юсуфовым и обсудил вопросы сотрудничества с картелем. Правда, ожидать, что Россия станет сокращать объемы экспорта, вряд ли стоит.
Последний раз нефтяные министры ОПЕК встречались со своими российскими коллегами совсем недавно -- на внеочередном саммите организации в Вене, который состоялся в минувший четверг. Туда Россия была приглашена в качестве независимого эксперта. И хотя никаких принципиальных решений, касающихся, в частности, изменения квот на добычу нефти для членов картеля, принято не было, тем не менее прошедшая конференция стала подготовительным этапом перед следующим саммитом организации, который должен состояться 24 сентября. На нем, судя по всему, квоты будут снижены, поскольку Ирак в небольших объемах начинает регулярный экспорт сырья и уже заключил ряд контрактов с крупными международными компаниями на поставку нефти в августе--декабре этого года. Но если в четвертом квартале, по прогнозам аналитиков ОПЕК, ожидается рост спроса на энергоносители, то следующий год, когда добыча в Ираке может превысить довоенный объем, существенно изменит ситуацию на рынке нефти.
Прилетев в Москву, венесуэльский министр сразу сделал заявление относительно конъюнктуры рынка в 2004 году, который, по его словам, может стать очень сложным из-за увеличения добычи Ираком. "С середины 2003 года мы прилагаем все усилия, чтобы предотвратить дестабилизацию рынка в будущем", -- заявил г-н Рамирес. При этом, по его словам, ОПЕК выступает за то, чтобы Ирак, являющийся одиннадцатым членом организации, оставался в рядах картеля и участвовал в системе квотирования добычи. Ранее представители американской администрации выступали за то, чтобы Ирак, продолжая считаться членом ОПЕК, был свободен от системы квот. "Нам остается ждать развития ситуации в Ираке, -- говорит г-н Рамирес. -- Мы точно знаем, что до конца текущего года иракская нефтяная промышленность не восстановится".
Правда, пока сотрудничество России с ОПЕК носит главным образом протокольный характер и ограничивается заявлениями в поддержку действий картеля, направленных на стабилизацию рынка. Что же касается реального сокращения экспорта нефти, то уже неоднократно представители власти заявляли, что Россия будет в решении этого вопроса руководствоваться исключительно собственными экономическими интересами.
Между тем, по мнению аналитика нефтяного агентства Petroleum Argus Михаила Перфилова, Россия занимает достаточно сбалансированную позицию, поскольку является независимым экспортером и намерена им оставаться. При этом в переломные моменты заявления российских властей могут оказать существенное влияние на рынок. "Из такой ситуации в моменты противостояния ОПЕК и Америки мы можем извлечь свою политическую выгоду, поскольку поддержка Россией той или иной стороны станет предметом торга, -- считает он. -- При этом мы всегда можем ограничиться формальной политической поддержкой, не сокращая реальные объемы нефти, как это уже не раз происходило".
Между тем в ходе беседы с г-ном Юсуфовым венесуэльский чиновник предложил России несколько схем замещения нефти. В частности, отечественные компании смогут поставлять свое сырье на нефтеперерабатывающие заводы Европы по венесуэльским контрактам, а латиноамериканская страна в свою очередь станет "закрывать" российские поставки в другие государства.
Обрисовал г-н Рамирес и абсолютно новые перспективы сотрудничества между Россией и Венесуэлой -- он предлагает российским компаниям поучаствовать в газовых проектах на территории этой страны. По словам министра, в прошлом году несколько западных нефтяных компаний уже приняли приглашение венесуэльского правительства. Г-н Рамирес также отметил, что основное внимание Венесуэла уделяет развитию газовой промышленности. Это неудивительно, поскольку, по замечанию одного из сотрудников "Газпрома", запасы голубого топлива в этой стране довольно внушительные: только на шельфовом месторождении Delacanta, часть которого министр предлагает разрабатывать россиянам, планируется добывать 400 млрд кубометров газа начиная с 2008 года. А газовой промышленности как таковой в Венесуэле нет. "В конце августа мы планируем объявить тендер на разработку трех блоков газового месторождения Delacanta на шельфе", -- сообщил г-н Рамирес. Судя по всему, на встрече с и.о. предправления "Газпрома" Александром Ананенковым г-н Рамирес официально пригласил российский концерн участвовать в его разработке. Хотя выиграть тендер будет не просто, поскольку на такой "лакомый кусок" нацелены и другие крупные игроки. В частности, в прошлом году американская ConocoPhillips, французская TotalFinaElf и норвежская Statoil получили лицензии на разработку двух блоков месторождения.
Итоги встречи венесуэльской делегации с газпромовским топ-менеджментом вчера выяснить не удалось. Но по словам источника в компании, "один из элементов стратегии "Газпрома" -- превращение в транснациональную энергетическую корпорацию, работающую не только на локальных рынках по добыче, транспортировке и сбыту газа". "Венесуэла географически близка к Соединенным Штатам (по словам г-на Рамиреса, основным потребителем газа станет западное побережье США. -- Ред.), а американский рынок представляет для нас огромный интерес как один из наиболее динамично развивающихся", -- говорит представитель "Газпрома".
При этом "Газпрому", очевидно, будет сложно выступать на конкурсе самостоятельно, поскольку он пока еще не силен в технологиях добычи на шельфе и сжижения газа. Поэтому наиболее вероятен сценарий создания международного консорциума, например с американской ConocoPhillips, которая, возможно, вот-вот станет партнером "Газпрома" и "Роснефти" в Штокмановском проекте, предусматривающем поставки российского сжиженного газа в США.