Конфереция

Оптовый след...

Розничный рынок нефтепродуктов Северо-запада не испытал на себе шоков мирового ценообразования. Цены на все виды топлива за первое полугодие 2003-го выросли мене, чем на 7%. За шесть месяцев 2003 года нефтепродукты, реализуемые с российских АЗС, подорожали всего на 7%. Причем бензин марки Аи92 подорожал на 3%, А76 - на 5%, а дизельное топливо на 6%. По данным Аи92, стоимость бензина марки А76 в нашем регионе выросла на 8,9%, подорожав на 55 копеек. Аи92 изменился в цене на 25 копеек или 2,4%. Присадочные топлива этой марки подорожали на несколько копеек в январе и феврале - оставшиеся месяцы средняя цена на АЗС Петербурга равнялась 11 руб. 27 коп. А вот цены на присадочные топлива Аи95 в течение полугодия то росли, то понижались - правда, лишь однажды - в июле и всего на одну копейку. Цена на Аи95 без присадок также формировалась скачкообразно: 11 руб. 08 коп. в январе, 11 руб. 46 коп. в апреле. 11 руб. 44 коп. в июне, и на две копейки в среднем дороже в уходящем месяце. В целом, стоимость бензина Аи95 за пол года изменилась на 3,4%. Аи98 планомерно рос до июня месяца и достиг цены в 14 руб. 10 коп. (с 13 руб. 70 коп.). В июле же бензин этой марки подешевел на 8 копеек. А вот дизельное топливо за пол года выросло в цене почти на рубль - с 7,61 до 8,41. Правда, уже в мае-июле дизель подешевел в сумме на 12 копеек. Искать причины и следствия изменения розничных цен принято издалека - с показателей нефтедобычи, которая, как в Аи92 отмечалось ранее, за первое полугодие 2003-го выросла на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 202 млн. тонн. В то же время, в июне, по сравнению с маем, "черного золота" было добыто на 1,8% меньше. Вместе с тем в планах Минэнерго России - дальнейшее увеличение объемов добычи нефти в 2003 г. на 11 млн. тонн до 390 млн. тонн, переработки нефти - на 7 млн. тонн до 190 млн. тонн. А также стремление к наращиванию объемов экспорта нефти. По заявлению вице-премьера РФ В. Христенко, "это - одна из наших задач в развитии нефтяного сектора". Тенденция завоевания мирового топливного рынка горячо поддерживается и российскими ВИНКами - ЮКОС и ЛУКОЙЛ заявляют о том, что увеличение экспортных объемов для них на сегодняшний день более перспективно и важно, нежели развитие розничных сетей компании, к примеру, на Северо-западе. О том, что больший объем добываемой сегодня нефти "уйдет" за рубеж, свидетельствуют не только оглашенные планы крупнейших нефтедобытчиков страны, но и цифры, предоставленные производителями нефтепродуктов. Вместе с добычей рост объема выпускаемого автомобильного бензина составил 4,3% - до 14.2 млн. т, дизельного топлива - на 2,9% до 26,6 млн. т, мазута топочного - на 3,4% до 27,4 млн. т. Вместе с этим, оптовые цены на высокооктановый бензин и мазут выросли меньше, чем за тот же период 2002 года. И даже в марте по стране можно было наблюдать снижение на 10-15%. Одни эксперты, консультирующие Аи92, считают, что за этим понижением последует планомерное повышение цен на топливо - нефтяные магнаты непременно захотят поживиться и вздернут цены на все 20-25%. Другие придерживаются мнения, что российские ВИНКи сегодня не заинтересованы в затаривании рынка и уменьшении цен на топливо на внутреннем рынке, так что, вероятно, уже в этом году Россия сможет составить конкуренцию крупнейшим мировым экспортерам нефти. Другая причина, на первый взгляд еще более далекая от российских топливников, - последствия войны в Ираке, которые все же отразились на графике колебания цен на внутреннем рынке, однако практически не повлияли на его динамику. Аналитики считают, что достаточно высокие мировые цены на нефть могут быть "подкорректированы" крупнейшим ближневосточным поставщиком, сегодня вынужденно сократившим объемы экспорта.
Комментарии