По уровню налоговых платежей
После того как правоохранительные органы развернули кампанию против "ЮКОСа", аналитики Merrill Lynch решили сравнить, как российские нефтяники платят налоги. Оказалось, что самым усердным налогоплательщиком является "ЛУКОЙЛ". "ЮКОС" платит меньше, но рекордсменами "являются" "Сибнефть" и ТНК.
Эксперты Merrill Lynch не скрывают, что решили провести это исследование из-за того, что депутат Госдумы Евгений Бугера обвинил нефтяные компании, в частности "ЮКОС", в занижении налогов и попросил разобраться Генпрокуратуру. Предметом анализа Merrill Lynch стала налоговая дисциплина нефтяных компаний, чьи результаты по стандартам US GAAP уже опубликованы. Разница в налоговых выплатах компаний оценивалась с точки зрения определения наименее рискованных для инвестиционного сообщества. "Если две компании действуют в одинаковых экономических и деловых условиях и одна из них демонстрирует более низкий уровень налоговых выплат, то потенциальные риски у такой компании выше", - пишут аналитики Merrill Lynch в своем отчете.
Основные результаты исследования, опубликованного 10 июля, представлены в таблице. Исходя из них, Merrill Lynch делает вывод: "ЮКОС" находится в зоне большего риска, чем "ЛУКОЙЛ". Впрочем, то же самое можно было бы сказать и о "Сибнефти" и ТНК, у которых выплаты ниже, чем у "ЮКОСа". А вот "Сургутнефтегаз", уже давно имеющий репутацию одного из самых исправных налогоплательщиков, в поле зрения аналитиков Merrill Lynch не попал - компания пока не обнародовала свою отчетность по GAAP за 2002 г.
Результаты этого исследования чрезвычайно воодушевили лукойловцев. Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун заявил "Интерфаксу", что компания готова к любым налоговым проверкам. "Мы наиболее законопослушны с точки зрения выплаты налогов", - сказал он. Впрочем, руководитель пресс-службы "ЮКОСа" Александр Шадрин утверждает, что его компания не менее пунктуальный налогоплательщик, чем конкурент, и платит налоги в строгом соответствии с законодательством. В ТНК же подход Merrill Lynch к налоговой проблеме считают порочным. По словам представителя компании, при определении доходов и расходов для исчисления налога на прибыль единственным источником информации может служить налоговая декларация. А данные иных видов учета, в частности в стандартах GAAP, в соответствии с Налоговым кодексом применяться не могут. Это, говорит представитель компании, совершенно логично, поскольку целью финансового учета GAAP является удовлетворение потребностей инвесторов и кредиторов, а не определение налоговой нагрузки на компанию. Поэтому использование для этого данных отчетности GAAP неизбежно приводит к неадекватным результатам, не соответствующим фактическим обстоятельствам, и на их основании нельзя делать какие-либо выводы о реальном налогообложении компаний.
Чиновники в своих комментариях осторожны. Руководитель департамента налогообложения Минэкономразвития Михаил Орлов говорит, что очень многое зависит от методологии исследования, а не зная ее, трудно оценить выводы Мerrill Lynch. "Что касается нас, то при подготовке налоговой реформы мы провели собственные исследования платежей нефтяных компаний и они не показали глубоких недоплат", - говорит чиновник.
Интересно, что данные Merrill Lynch совпадают с оценками инвесткомпании "Атон". По оценкам руководителя аналитического отдела этой компании Стивена Дашевского, у "Сибнефти" эффективная ставка налогообложения равна 13%, у ЛУКОЙЛа" - 32%, у TNK International - 14%. Аналитик "Тройки Диалог " Олег Максимов говорит, что результат зависит от того, как считать. В частности, по его расчетам, эффективная ставка налога на прибыль у "ЮКОСа" составляет не 13%, как считает Мerrill Lynch, а 20%, а у "ЛУКОЙЛа", соответственно, не 32%, а 28%. И только в оценке "Сибнефти" они совпадают. Константин Резников из Альфа банка полагает, что в расчеты могут попасть платежи за предыдущие периоды. Возможно, у "ЛУКОЙЛа" налоговая переплата возникла из-за того, что он отдал в бюджет $103 млн за деятельность в байконурском офшоре.
При существующей системе налогообложения минимизации может подвергаться только налог на прибыль, подчеркивает Матвеев, а он составляет лишь 20% от общей налоговой нагрузки на нефтяников, так что потери государства от его снижения у некоторых компаний не катастрофичны. Российские эксперты уверены, что свои налоги компании минимизируют абсолютно законно, и это обстоятельство никак нельзя связывать с повышением риска для инвесторов. "Все компании используют дыры в законодательстве для минимизации налогов, но кто-то делает это на полную катушку, а кто-то - с опаской. Криминала в этом нет, поэтому властям остается либо взывать к совести нефтяников, либо предъявлять им обвинения по каким-то другим делам", - заключил Резников.