Конфереция

Нефть встала на рельсы

Экспорт сырья по железной дороге удвоился Недостаток экспортных мощностей в системе "Транснефти" нефтяные компании пытаются компенсировать с помощью железной дороги. За первые шесть месяцев этого года экспорт нефти таким способом удвоился по сравнению с тем же периодом 2002 г. Вывоз по железной дороге дороже, но высокие цены на нефть делают его вполне приемлемым. "Рост добычи сильно опережает возможности по переработке нефти и ее экспорту по традиционным маршрутам через систему "Транснефти", - объясняет представитель нефтяной компании из первой тройки. - Поэтому приходится искать и использовать любые альтернативные способы вывоза нефти". По данным Госкомстата, за первое полугодие 2003 г. российские нефтяники добыли на 11,6%, или на 20,2 млн т, сырья больше, чем за тот же период прошлого года. Объем переработки на российских заводах за это время вырос на 4,5%, или на 4 млн т, а прокачка на экспорт по системе "Транснефти" - на 8,3%, или на 6,2 млн т. Таким образом, в стране образовался "излишек" нефти в 10 млн т, который и был экспортирован по железной дороге. В результате общий объем экспорта сырья не через систему "Транснефти" удвоился по сравнению с первым полугодием 2002 г. По данным агентства Petroleum Argus, российские компании использовали такие направления вывоза, как Башкирия - Калининград, Саратов - Махачкала, заметно выросли поставки нефти через Вентспилс. По словам представителя крупной нефтяной компании, транспортировка по железной дороге дороже, чем по системе "Транснефти", но такой способ экспорта вполне оправдывает себя при высоких ценах на нефть. По мнению собеседника "Ведомостей", вывоз сырья по железной дороге является рентабельным при ценах выше $20 за баррель нефти Urals. В июле цена на российскую нефть колеблется вокруг отметки $27 за баррель. Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров прогнозирует, что в этом году экспорт нефти по железной дороге достигнет своего пика в 40 млн т. "В будущем году существенно расширится БТС [Балтийская трубопроводная система], и значительная часть нефти с нетрадиционных направлений уйдет туда", - говорит он. Тем не менее, считает эксперт, экспорт железнодорожным и речным транспортом не умрет, пока его поддерживают высокие цены на нефть. По его оценке, в этом году средняя цена Urals будет $25 за баррель, а в следующем - $22, порогом же рентабельности поставок является цена в $20. Но, говорит Нестеров, даже если цены упадут ниже этой отметки, компании какое-то время будут продолжать экспорт себе в убыток, чтобы сохранить рынки сбыта. Аналитик Альфа-банка Константин Резников говорит, что у нефтяников будут искать альтернативные способы экспорта сырья до тех пор, пока прирост экспортных мощностей "Транснефти" не начнет опережать увеличение добычи. "Внутреннее потребление не растет, а это значит, что всю дополнительную нефть надо экспортировать", - говорит он. Порогом рентабельности поставок по железной дороге Резников считает цену нефти в $18 за баррель. Если она опустится ниже, говорит аналитик, компаниям, вероятно, придется увеличивать переработку и делать ставку на вывоз нефтепродуктов, поскольку альтернативы экспорту нет.
Комментарии