Конфереция

Я ожидаю появления российских нефтяных компаний на фондовом рынке США

Ричард МАЦКЕ, член совета директоров ОАО "ЛУКОЙЛ" Год назад компания "ЛУКОЙЛ" избрала в свой совет двух независимых директоров, двух мировых гуру развивающихся рынков, финансиста Марка Мобиуса и нефтяника Ричарда Мацке. Мацке сделал профессиональную карьеру в компании ChevronTexaco (перед уходом на пенсию в 2002 году он занимал пост вице-президента концерна), был участником большинства крупнейших нефтяных проектов в странах СНГ. О своем новом опыте в России и перспективах российского нефтяного бизнеса Ричард МАЦКЕ рассказывает корреспонденту "Финансовых Известий" Алексею ТИХОНОВУ. - Каковы итоги первого года вашей работы в качестве независимого директора компании "ЛУКОЙЛ"? - Для меня стала еще более очевидной необходимость реформирования работы советов директоров российских компаний. До сих пор главными вопросами повестки дня здесь остаются так называемые регулятивные вопросы, обсуждения которых требует российское законодательство о ценных бумагах. Я же выступаю за большую вовлеченность совета в стратегическое и оперативное управление компанией. - Что вы имеете в виду? - Прежде всего речь идет о новых проектах, ориентированных на повышение акционерной стоимости, стратегических вопросах управления ключевыми сегментами бизнеса, вопросах развития персонала. - Как бы вы оценили свое участие в совете директоров "ЛУКОЙЛа" с точки зрения капитализации компании? - У меня нет чувства собственной завышенной стоимости. Но если серьезно, то, конечно, для любой компании очень важно максимально диверсифицировать управляющий персонал на всех уровнях - с точки зрения пола, национальности, культуры в целом. Подобная диверсификация существенно увеличивает потенциал фирмы. У всех ведь очень разный опыт работы, и это в долгосрочной перспективе ведет к положительному результату для акционеров. - Сколько, по вашему мнению, должно быть независимых директоров в совете директоров российской компании? - Их количество должно приближаться к половине состава совета директоров. Но не превышать это соотношение. - Насколько ваше участие сделало компанию более прозрачной? - Я думаю, оно будет способствовать этому. Но подобные вещи не происходят быстро. Так обстоит дело не только в Москве, но, скажем, и в Нью-Йорке. И дело тут не только в независимых директорах. Любая российская компания будет становиться более прозрачной по мере выхода на глобальный уровень. - Почему российские нефтяные компании избегают американских бирж? - Там более сложное регулирование. Но со временем я ожидаю появления российских компаний на американском фондовом рынке. - Каков, по вашей оценке, потенциал роста капитализации "ЛУКОЙЛа"? - Если вы разделите нынешний уровень капитализации "ЛУКОЙЛа" на объем разведанных запасов компании, стоимость барреля запасов не будет превышать одного доллара. А она должна быть не менее двух долларов. Другими словами, компания может удвоить капитализацию, основываясь на нынешнем уровне запасов. Если вы разделите уровень капитализации "ЛУКОЙЛа" на объем добычи, то получите 25-30 долларов за баррель. У ExxonMobil (лидер мирового нефтяного бизнеса. - "Финансовые Известия") этот показатель составляет 150 долларов за баррель, у ChevronTexaco - 60 долларов за баррель. Таким образом, просто изменив отношение инвесторов к компании, менеджмент может увеличить ее капитализацию в 2-3 раза. Но это, конечно, сделать сложнее, чем кажется на первый взгляд. Рынок нужно убедить в том, что имеет смысл владеть частью "ЛУКОЙЛа". Для этого, кстати, не обязательно тратить много денег. - Как вы оцениваете международные проекты "ЛУКОЙЛа"? - Каспийский вряд ли можно назвать международным. Хотя, конечно, сегодня границы совсем другие, и поэтому он попадает в эту категорию. Казахстанский, астраханский (ориентированный на экспорт в Иран), египетский, колумбийский - все это хорошие проекты в регионах, где достаточно нефти. - Это касается и бизнеса в Ираке? Каковы перспективы здесь? - Я думаю, что "ЛУКОЙЛу" удалось закрепить свои позиции в Ираке в глазах международного нефтяного и политического сообщества. "ЛУКОЙЛ" заключил контракт - не меморандум о взаимопонимании, а контракт, который был утвержден иракским парламентом. И это был законный порядок утверждения контрактов в стране, которая называется Ирак. Новое правительство страны, после того как оно будет создано, конечно, сможет окончательно определиться с этим контрактом. И позиции "ЛУКОЙЛа" мне кажутся вполне твердыми. Но я не думаю, что ситуация в Ираке будет развиваться очень быстро. По мере развития ситуации будет понятно, насколько выгоден иракский нефтяной бизнес. Ираку нужны инвестиции, и это обстоятельство ставит будущее правительство в не очень выгодную позицию на переговорах. И "ЛУКОЙЛ" сможет это использовать. - Насколько финансовое положение "ЛУКОЙЛа" зависит от конъюнктуры мирового нефтяного рынка? - В компании хорошо понимают, что не способны контролировать цены на этом рынке. Именно поэтому ее менеджмент старается придерживаться гибкой стратегии, в том числе развивает газовый бизнес. Хотя цены на газ, как правило, двигаются параллельно нефтяным, но далеко не всегда это правило действует. Это правильная стратегия на нынешнем рынке. - Как вы оцениваете энергетический потенциал России? Насколько крупные иностранные инвестиции важны для развития ее нефтегазовой промышленности? - Я не знаю ответа на этот вопрос. Россия - крупнейший производитель нефти, и мне кажется, российские компании на самом деле обладают огромным производственным и интеллектуальным потенциалом. Да, им безусловно нужны деньги, в этом сомнений нет, но в какой форме они будут поступать, пока непонятно. В любом случае очень интересно будет наблюдать за этим. Вполне возможно, что это будет комбинация всех возможных вариантов. - Ценовые прогнозы имеют значение для развития отрасли? - Если управляешь нефтяной компанией, тебе нужны деньги. Не имеет значения, откуда ты их берешь - занимаешь на рынке или используешь полученную от продажи выручку. Тебе нужно инвестировать, чтобы восполнять образующиеся пустоты. Только при таком условии компания может расти. Инвестировать нужно независимо от того, какая цена на рынке. Но если у тебя нет свободных оборотных средств и тебе надо заимствовать, ситуация становится более сложной. Никто не хочет давать тебе денег в условиях неподходящей конъюнктуры. Конечно, если компания крупная, поток наличности достаточен, чтобы финансировать большое количество инвестиционных проектов, но это может вызвать недовольство акционеров, которые рассчитывают на получение дивидендов. Если ты строишь такую компанию, как "ЛУКОЙЛ", когда пополнение запасов - более важный фактор, чем их использование, тем самым ты даешь понять акционерам, что зависишь от цен на рынке, так как сила компании определяется инвестициями в запасы и конвертацией этих запасов в производственные показатели. - Каково будущее "ЛУКОЙЛа" на американском рынке? - Это большое будущее. Правда, при условии, если рекламы будет побольше. Американская администрация, кажется, начинает понимать, что мурманский проект и роль в нем "ЛУКОЙЛа" очень важны для диверсификации поставок энергоресурсов в страну. Это понимают и нефтепереработчики Восточного побережья США и Канады. Последние, насколько я знаю, уже ведут переговоры по этому вопросу. Фундаментальное значение имеет тот факт, что расстояние от Мурманска до Нью-Йорка в два раза меньше, чем от Саудовской Аравии. Таким образом, строительство нового терминала в Мурманске создаст для России огромное преимущество. - Логично предположить, что для "ЛУКОЙЛа" будет выгодным купить НПЗ на Восточном побережье США или Канады, например. - Я так не думаю. Нефтепереработка в США - не слишком прибыльный бизнес. В стране избыток мощностей по переработке. - А бизнес розничных продаж? - Для создания крупных сбытовых сетей, конечно, необходимо иметь НПЗ. Но маржа слишком низкая. Не думаю, что это выгодный бизнес. - Как оценить перспективы бизнеса по сжиженному газу? - Они многообещающие. Могу с полной ответственностью сказать, что на Восточном побережье есть люди, которые ведут переговоры с представителями "ЛУКОЙЛа" о возможности закупок сжиженного газа. Но многие люди опасаются сжиженного газа. Их волнуют проблемы безопасности. Люди не хотят, чтобы мощности по перевалке и переработке газа располагались поблизости от того места, где они живут. Но на Восточном побережье есть такие места, где люди не живут. Поэтому здесь можно строить терминалы по переработке сжиженного газа. Главные препятствия для развития газового бизнеса "ЛУКОЙЛа" - в России, а не в США.
Комментарии