Конфереция

Потянут вместе

"Транснефть" подписалась под проектом строительства трубопровода на Север. Госкомпания согласилась на предложения частных нефтяных концернов Частная инициатива по строительству Мурманской трубопроводной системы (МТС) поддержана государством. В распоряжении "Финансовых Известий" оказался меморандум, подписанный главами пяти компаний - участниц проекта, президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком и министром энергетики Игорем Юсуфовым, в котором расписаны роли и формы будущего сотрудничества. С Минэнерго о спорном вопросе собственности этого нефтепровода нефтяники также договорились. Участники проекта замахнулись почти на удвоение всего российского экспорта. Через Мурманск они собираются отправлять по 150 млн тонн нефти в год. Идея построить нефтепровод, который мог бы доставлять российскую нефть даже до берегов Америки, родилась у нефтяников прошлой осенью. Инициаторами выступили "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз". Однако строительные амбиции нефтяников в правительстве восприняли с неудовольствием. В зависимости от маршрута стоимость такой трубы варьируется между $4,5 млрд и $3,4 млрд. "Богатые" нефтяники в отличие от "бедного" бюджета могут позволить себе такие траты, но их желание получить трубу в частные руки Белому дому не понравилось. В итоге 17 апреля кабинет министров решил разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства проекта, а затем посмотреть, нужен ли он вообще или нет. Минэнерго взяло на себя роль катализатора и главного переговорщика. В итоге появился меморандум, подписанный главами пяти нефтяных компаний, руководителями "Транснефти" и Минэнерго. Если раньше нефтяники планировали прокачивать по МТС до 120 млн тонн нефти, то теперь "Транснефти" (она должна разрабатывать ТЭО) предлагают предусмотреть создание нефтепровода мощностью до 150 млн тонн (из них 10 млн тонн будут резервными). Напомним, что в прошлом году "Транснефть" поставила на экспорт 186,4 млн тонн. Сейчас нефтяники готовы взять на себя финансирование ТЭО трубы в Мурманск. Гарантии на прокачку нефти, а следовательно, и доля в финансировании ТЭО распространяются так: 33 млн тонн поставит "ЛУКОЙЛ" и оплатит 23,57% проекта, "ЮКОС" направит около 50 млн тонн и получит долю примерно в 35,71%, "ТНК" - 25 млн тонн (17,86%), "Сибнефть" - 20 млн тонн (14,29%), "Сургутнефтегаз" - 12 млн тонн (8,57%). Щекотливый вопрос о собственности трубопровода нефтяники с министерством решили полюбовно. Если владельцем трубопровода будет "Транснефть", ей придется заплатить за стоимость ТЭО. Причем "без учета инфляции", а "сумма компенсации не будет превышать фактически произведенных платежей", обещают щедрые нефтяники. Если труба окажется в долевой собственности "Транснефти" и нефтяников, транспортной компании придется компенсировать лишь часть, а если правительство все же согласится на частные трубопроводы, "Транснефть" не потратит ни копейки. Западные аналитики считают, что проблемы российских нефтяников решит только строительство частных трубопроводов. "Американские нефтяные концерны намерены расширять экспорт из России. Вероятно, они будут давить на российское правительство, чтобы оно допустило частные компании к строительству и управлению частными трубопроводами", - считает аналитик Energy Intelligence Unit Аксель Буш. Он не исключает, что мурманский проект может стать первым прецедентом инвестирования частных компаний в трубопроводные проекты России. Впрочем, пока на этот вариант надеяться не приходится. Исполнять угрозу о снижении добычи нефтяники пока не собираются. При этом их согласие тратить деньги на ТЭО без уверенности, что оно все же пригодится, ставит правительство в более выгодную позицию на переговорах. Любопытно, что в своем письме премьеру Игорь Юсуфов мощность трубопровода не указывает. Скорее всего сознательно. Две недели назад министр утверждал, что как раз объем транспортировки нефти в северо-западном направлении является пока предметом для дискуссии. Тем более Минэнерго в отличие от правительства всегда было довольно благосклонно к этому проекту. А пока премьер не принял еще стратегического решения о необходимости этой трубы, не стоит дразнить его еще и растущими на глазах цифрами. Узок круг этих трубопроводов Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун в начале этой недели заявил, что в 2003 году потери России из-за дефицита экспортных мощностей составят $1,5-3 млрд. По расчетам нефтяников, уже в этом году им не хватит 50 млн тонн. А по прогнозам "Альфа-банка", к 2005 году при сохранении роста добычи в 10% потребуется еще 90 млн тонн, потери нефтяников возрастут до $3-4,5 млрд. Некоторые эксперты считают, что нефтяники преувеличивают потери. "Нехватка трубопроводной инфраструктуры заставляет нефтяников активнее наращивать экспорт нефти по железной дороге и вывозить нефтепродукты, учитывая, что цены на них на внутреннем рынке сейчас примерно в 2 раза ниже мировых", - считает аналитик "Церих Кэпитал Менеджмент" Антон Затолокин.
Комментарии