Конфереция

Бензиновый передел

На московском рынке нефтепродуктов доля крупных компаний растет, а число независимых трейдеров сокращается На этой неделе Московская топливная ассоциация (МТА), объединяющая 32 торговцев нефтепродуктами в столице (500 АЗС из почти 700), пополнилась новым членом - ЗАО "Шелл нефть". Выступая на годовом собрании МТА, представитель западной компании сообщил, что руководство Shell намерено исследовать розничный рынок Москвы. А по результатам этого исследования может быть принято и решение об инвестициях. А через МТА Shell будет получать исчерпывающую информацию о параметрах столичного бензинового рынка и тенденциях на нем. Его ежегодный оборот сейчас составляет 1,5 млрд долл., а с учетом области - 3 млрд. В беседе с корреспондентом "Времени МН" исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко предположил, что если Shell решит прийти в Москву, то это проще всего будет сделать через приобретение бензотрейдеров (с сетью АЗС). Ведь процесс получения земельных участков под сооружение бензоколонок может затянуться на долгие годы. Да и участок удастся получить скорее на окраине Москвы, чем в центре. Кроме того, Shell может потребоваться местный посредник, хорошо ориентирующийся в коридорах столичных властей. Например, BP воспользовалась услугами московской девелоперской компании ST-Group: ее глава Шалва Чигиринский одновременно является президентом муниципальной Московской НК и вхож к Юрию Лужкову. По словам Сергиенко, уже не один год идет процесс поглощения независимых трейдеров крупными нефтяными компаниями. Последние давно известны - это МНК, "ЛУКойл", "ЮКОС", Тюменская НК, "Татнефть", "Сибнефть" и "Славнефть". Например, сеть АЗС "Гермес-Москва" перешла под "ЮКОС", сеть "Гранд" - под "Славнефть". "Крупняки" могут покупать бензоколонки трейдеров или же работать с ними на условиях джобберинга: бензин и торговая марка - наши, а торговые мощности - ваши. Часть приобретенных АЗС компания может затем передать в аренду. Например, ТНК договорилась об этом с "Магистраль-Альфа". Соответственно конкуренция в Москве затухает, а степень монополизма нарастает (Сергиенко предположил, что в скором времени число "крупняков" здесь может сократиться с 7 до 3). Поглощение независимых трейдеров и сокращение числа крупных нефтяных компаний непременно скажутся в будущем на ценах, которые пока достаточно стабильны. Цены-то на бензин пока автолюбителя не пугают, а каково качество продаваемого топлива? По данным Сергиенко, доля некондиционного топлива в Москве не превышает 4-5%. Причем сюда уже не попадают суррогатные (смешанные из разных марок) или даже так называемый прямогонный бензин, доля которых 3 года назад достигала в столице 20-25%. Сейчас речь может идти лишь о повышенном содержании серы или о других не совсем кондиционных включениях. Улучшение топлива произошло в результате того, что для крупных нефтяных компаний это дело престижа. В то же время суррогатные и прямогонный бензины сплошь и рядом продаются в Подмосковье и примыкающих к столице областях. Например, в ходе недавней массовой проверки АЗС подразделениями ГУБЭП МВД совместно с Госторгинспекцией Минэкономразвития были накрыты дельцы, которые в одной из воинских частей в Красноармейске добавляли присадки в дешевый прямогонный бензин, чтобы превратить его если не в Аи-92, то хотя бы в Аи-80. К сожалению, отечественные бензины не совсем пригодны для иномарок: необходимое октановое число у них достигается опять-таки присадками, хотя и официально разрешенными. Это снижает ресурс двигателя и его узлов. Например, недавно в МТА обратилась автолюбительница, которая жаловалась на бензоколонки BP: после пробега всего в 12 тыс. км ей пришлось менять в машине свечи. Но BP не завозит свой бензин с Запада: он приходит из Уфы, Рязани или с Московского НПЗ. Поэтому нефтяным компаниям необходимо подтягивать свою переработку до западных технологий, которые не требуют присадок. Прежние публикации по развитию ситуации на бензиновом рынке доступны на нашем сайте в разделе "ДОСЬЕ" по адресу: www.vremyamn.ru/dosye 1. Почем будем ездить? 21 декабря 2002. 2. Беспокойный бензин. 28 января 2003. 3. Взбаламученный бензин. 28 февраля 2003.
Комментарии