Конфереция

Балтийская экспансия Лукойла

Противоречия, вызванные нефтедобывающей и перерабатывающей деятельностью "Лукойла", всколыхнули западную общественность. Российская по-прежнему остается лояльной к бизнесу одной из самых крупных вертикально-интегрированных компаний страны. Претензии в адрес Лукойла высказывались со стороны зеленых Калининграда, а также прибалтийских государств еще прошлым летом, когда ребром стал вопрос о возможном отрицательном воздействии на Куршскую косу - заповедник, находящийся в непосредственной близости от месторождения "Кравцовского" (Д-6) в Балтийском море, приступить к эксплуатации которого "Лукойл" намеревается в ближайшее время. На опасения прибалтов "Лукойл" ответил предложением ознакомиться с положительными результатами государственной экологической экспертизы и общественных слушаний по проекту, проводимых компанией в соответствии с требованиями российского законодательства. По всей вероятности, эти документы, наряду с опытом компании при работах на шельфе Каспийского моря, не были убедительными - зарубежные экологи продолжают бить тревогу. Экология против экономии Проблема угрозы окружающей среды, вследствие эксплуатации Д-6, все еще не утратила своей актуальности. В начале июня озабоченные экологической обстановкой скандинавы высказались за создание "зон особой чувствительности" на Балтийском море и ограничение судоходства российских однокорпусных танкеров в регионе. Россия это предложение не поддержала, аргументируя свое решение предположением о том, что с введением таких зон будет сломана действующая система международного мореходства. В середине июня телекомпания ВВС сообщила о том, что Балтийское море находится в критическом состоянии, не последнюю роль в загрязнении территориальных вод, по мнению британских экспертов, играют сточные воды из Санкт-Петербурга. На прошлой неделе премьер-министр Литвы г-н Бразаускас предложил российскому главе кабинета министров Касьянову организовать международную экологическую экспертизу по проекту "Лукойла". Официального ответа литовский политик пока не получил. Не реагируя на экологические инициативы зарубежных правительств, российское правительство продолжает поддерживать инвестиционные проекты "Лукойла", отмечая особую важность и значимость партнерских отношений между государством и ВИНКом. Так, развитие транспортной системы Северо-запада напрямую зависит от инвестиционных настроений "Лукойла". В июле прошлого года нефтяная компания заключила соглашение с Министерством путей сообщения РФ, пообещав разработать схемы финансирования проектов с последующей компенсацией и передачей объектов железнодорожного транспорта в собственность МПС России и будущего ОАО "Российские железные дороги". В рамках соглашения с МПС ОАО "Лукойл" должно обеспечить перевозки железнодорожным транспортом нефтепродуктов к строящемуся распределительно-перевалочному комплексу ЛУКОЙЛ II. В Министерстве путей сообщения рассчитывают, что меры, принимаемые "Лукойлом" в ходе реализации проекта в Высоцке, позволят увеличить объемы транспортных перевозок в 2003-2005 годах до 5 млн. тонн и в 2005 году - до 10-12 млн. тонн. Высоцкие риски Первый пусковой комплекс строящегося терминала мощностью 2,5 млн. тонн в год будет введен в эксплуатацию в ноябре, а второй - мощностью 4,3 млн. тонн - в декабре, обещают в "Лукойле". Всего через Высоцк по мере вывода терминала на проектную мощность будет перегружаться 1,3 млн. тонн бензина, 4 млн. тонн дизельного топлива, 1 млн. тонн реактивного топлива, 2,3 млн. тонн нефти и 2 млн. тонн мазута в год. Понятно, что с увеличением объема перевозок тяжелых нефтепродуктов неизбежно увеличатся экологические риски: А государству придется занять сторону, политика которой ему ближе всего. В случае с "Лукойлом" - держателем части блокирующих пакетов акций дочерних компаний РАО ЕЭС России и основного гаранта инвестиций в транспортный комплекс страны - приоритетным для правительства является экономический аспект деятельности компании. Об этом на очередном заседании координационного совета при полпреде, проходившем на этот раз на месте строительства терминала по перекачке светлых нефтепродуктов "Лукойла", заявила Валентина Матвиенко. Так, Валентина Ивановна отметила "крайнюю важность данного проекта". По словам полпреда, терминал "Лукойла" в Ленобласти может в перспективе увеличить объем экспортируемой через Финский залив нефти до 15 млн. тонн. Кстати, вопросы обеспечения экологической безопасности на заседании координационного совета не поднимались. Однако за два дня до этого президент "Лукойла" Вагит Алекперов в интервью "Известиям" заявил о том, что при всей парадоксальности ситуации, компания сама ограничивает себя в сфере воздействия на окружающую среду: "Мы не хотим быть "изгоями" на мировом энергетическом рынке. Поэтому готовы тратить дополнительные средства на модернизацию производственных мощностей". В Высоцке компания намерена возвести резервуары, сконструированные по принципу "стакан в стакане" и, благодаря такой конструкции, практически полностью исключающие утечку топлива. "Безусловно, со временем государство и бизнес будут лучше понимать друг друга", - резюмирует свой рассказ бизнесмен, областной проект которого нашел горячую поддержку как со стороны федерального, так и со стороны областного правительств.
Комментарии