Япония предложила финансировать освоение месторождений нефти в Восточной Сибири, если Россия согласится сначала построить экспортный нефтепровод в дальневосточный порт Находка от Ангарска, и лишь затем построит ответвление от него в китайский Дацин.
Об этом сообщил в понедельник помощник пресс-секретаря МИДа Японии Дзиро Оуяма.
Таким образом, в конкуренции между Японией и Китаем за огромные месторождения Восточной Сибири наметилось еще большее обострение.
"Если Россия согласится, что маршрут к Находке... будет проведен раньше других вариантов... мы готовы обсудить возможное сотрудничество в разработке нефтяных месторождений в Восточной Сибири", - сказал Оуяма.
По его словам, с этим предложением выступила министр иностранных дел Японии Йорико Кавагути на встрече с вице-премьером России Виктором Христенко во Владивостоке в минувшие выходные.
"Она сказала, что японская сторона хотела бы сотрудничать с российской стороной в рамках строительства Азиатского-Тихоокеанского нефтепровода из-за его стратегической и геополитической важности", - отметил Оуяма.
Христенко сказал Кавагути, что Москва ожидает высокий спрос на энергопродукты в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но добавил, что при определении маршрутов нефтепроводов необходимо учитывать их экономическую обоснованность.
Оуяма также опроверг сообщения в японской прессе о том, что Токио уже предложил вложить 900 миллиардов иен ($7,5 миллиарда) в разработку восточносибирских месторождений.
В конце второй декады июня президент России Владимир Путин выступил за строительство нефтепровода из Восточной Сибири по маршруту Ангарск-Находка при условии, что он будет эффективным и экономически окупаемым.
Правительство РФ рассматривает два варианта строительства этого нефтепровода: Ангарск-Находка с последующим ответвлением на китайский Дацин и вариант, при котором сначала будет построен участок нефтепровода Ангарск-Дацин.
Первый вариант в два раза дороже (около $5 миллиардов) и для эффективной работы требует прокачки не менее 50 миллионов тонн нефти в год, на 20 миллионов тонн больше, чем его конкурент, зато обеспечивает широкий рынок сбыта сырья.
Правительство в мае поручило всем заинтересованным ведомствам и компаниям, в первую очередь госмонополии Транснефть и НК ЮКОС, которая уже заключила с Китаем предварительное соглашение о поставках нефти, проработать все варианты и представить к сентябрю отчет, на основании которого будет принято окончательное решение о маршруте нефтепровода.
ЮКОС ранее предложила построить к 2005 году до Дацина на северо-востоке Китая нефтепровод мощностью до 30 миллионов тонн нефти в год стоимостью около $2 миллиардов.
Эксперты говорят, что проект маршрута Ангарск-Дацин является более подготовленным экономически и технически, но его недостатком является зависимость от одного покупателя - Китая.
Китай занимает третью позицию по потреблению нефти в мире и ее потребление в этой стране постоянно растет. По оценкам ЮКОСа, потребление нефти в Китае составит 320 миллионов тонн к 2010 году, из которых собственная добыча будет обеспечивать 150-170 миллионов тонн.
ЮКОС готов поставлять 20-30 миллионов тонн нефти для китайского нефтепровода со своих месторождений в Томской области, в то время как Восточная Сибирь при нынешнем уровне доказанных запасов сможет давать не более 20 миллионов тонн нефти в год в ближайшие 10 лет.
Нефтепровод до Находки дает стратегическую возможность диверсифицировать рынок сбыта. Нефть можно поставлять в Корею, на нефтеперерабатывающие заводы США, Японию и в Китай.
Комментарии