Конфереция

JANAF блокирует трубу

Проект "Дружба - Адрия" вновь буксует В подвешенном состоянии оказался трубопроводный проект "Дружба" - "Адрия", который мог бы позволить увеличить экспорт российской нефти как минимум на 5 млн т в год. Один из основных участников проекта - хорватская трубопроводная компания JANAF - намерен серьезно ужесточить тарифную политику, что не устраивает российскую сторону. JANAF настаивает на том, что тарифы на перевалку нефти в порту Омишаль необходимо повысить с $2,5 до $4 за тонну. Участники проекта уверены, что теперь реализация проекта не начнется до конца 2003 г., как планировалось ранее. Для создания нового экспортного направления необходимо соединить южную ветку нефтепровода "Дружба" (проходит по территориям России, Белоруссии, Украины, Словакии, Венгрии и Хорватии) с трубопроводом "Адрия", протянутым от средиземноморского порта Омишаль к НПЗ в хорватском городе Сисак (туда же подходит и "Дружба"). Чтобы прокачивать российскую нефть в Омишаль, необходимо сделать реверс "Адрии" (т. е. обеспечить прокачку нефти в обратном направлении). Реализация этого проекта позволит дополнительно экспортировать 5 млн т, а в перспективе и 15 млн т российской нефти - в том числе и в США, поскольку глубоководный порт Омишаль способен принимать супертанкеры. С российской стороны в проекте участвуют "ЮКОС" и ТНК (как поставщики нефти) и "Транснефть". А инвестором строительства выступает хорватская JANAF. В конце прошлого года шесть стран - участниц проекта подписали соглашение о едином тарифе в $0,64 за прокачку 1 т на 100 км на всем протяжении маршрута "Дружба" - "Адрия". Однако проект до сих пор находится в подвешенном состоянии. Как рассказал "Ведомостям" представитель одной из нефтяных компаний, участвующих в проекте, в апреле на очередной встрече представителей "Транснефти", ТНК, "ЮКОСа" и JANAF хорватская компания заявила о том, что необходимо поднять тариф на перевалку нефти в порту Омишаль - с согласованных ранее $2,5 до $4 за тонну. Собеседник "Ведомостей" связывает эти требования с тем, что объем необходимых инвестиций JANAF увеличился с планировавшихся ранее $20 млн до $60 млн: выяснилось, что в рамках проекта необходимо построить дополнительные резервуары для хранения нефти в Омишале и Сисаке. "Хорватам надо отбивать эти инвестиции, но тариф на прокачку поднять нельзя. Вот они и решили увеличить стоимость перевалки [в порту], поскольку она в межправительственном соглашении не оговорена", - сказал нефтяник. По его словам, если участники проекта согласятся с требованием JANAF, то маршрут "Дружба" - "Адрия" - Омишаль - Аугуста (Италия) окажется неконкурентоспособным по сравнению с направлением Новороссийск - Аугуста; следовательно, экспортировать нефть через Хорватию никто не захочет. С этим не согласен вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. По его мнению, в любом случае, невзирая ни на какие тарифы, от желающих экспортировать по "Дружбе" - "Адрии" не будет отбоя. Он сказал также, что к проблеме перевалочного тарифа "Транснефть" отношения не имеет: "Нашим делом было довести проект до межправительственного соглашения. Мы это сделали. Теперь пусть нефтяники сами договариваются с хорватами". С представителями JANAF вчера связаться не удалось: в Хорватии был выходной день.
Комментарии