Конфереция

Тянем-потянем

"Роснефть" не исключает, что вместе с частниками будет строить трубопровод на Мурманск "Роснефть" заявила вчера, что рассматривает возможность присоединения к строительству Мурманской трубопроводной системы (МТС), которое было инициировано пятью частными компаниями. Государство пока не дало внятного ответа, нужен ли России этот дополнительный экспортный маршрут нефти, но если "Роснефть" действительно станет его участником, позиция государства станет понятна автоматически. "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть", а впоследствии "Сургутнефтегаз" в конце прошлого года озвучили желание построить нефтепровод на Мурманск (для увеличения возможностей по поставкам нефти в Америку) мощностью 80-120 млн тонн нефти в год и стоимостью $3,4-4,5 млрд, мотивируя его необходимость нехваткой экспортных мощностей. Однако желание нефтяников получить эту трубу в свою собственность не понравилось правительству, а свободных средств для таких трат у него нет. Поэтому кабинет министров ограничился распоряжением "Транснефти" подготовить технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства и уж потом вернуться к проблеме частных трубопроводов. В правительстве на такую возможность нефтяникам сначала намекнули, а затем опять отыграли назад. А в Энергетической стратегии до 2020 года этот маршрут вообще прописали довольно схематично. Впрочем, пока надежда у нефтяников на строительство остается. "Сейчас решено, что заказчиками ТЭО будут нефтяники, - сказал вчера "Финансовым Известиям" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Затем права собственности на ТЭО перейдут к тому, кто будет строить трубу. "Если это будем мы, то мы выкупим ТЭО", - поясняют в "Транснефти". Вторая положительная новость для лоббистов МТС - возможное присоединение нового участника в виде "Роснефти", о котором вчера заявил вице-президент "Роснефти" Алексей Кузнецов. Кстати, четверка основателей МТС с самого начала приглашала ее в свои ряды, но госкомпания решила не спешить. Проблема нехватки транспортных мощностей перед "Роснефтью" стоит так же остро, как и перед остальными нефтяниками. В начале этого года она купила "Северную нефть" и теперь хочет нарастить ее добычу с 2,3 млн тонн в этом году до 3,5 млн тонн в следующем. Еще одно приобретение "Роснефти" - Ванкорское месторождение, которое она получила через компанию Anglo-Siberian. К 2007 году госкомпания тоже хочет добывать здесь 3 млн тонн нефти. Кроме того, к 2005 году ей надо будет пристроить нефть с Приразломного месторождения. Если государственная "Роснефть" присоединится к проекту, строительство МТС можно будет считать делом решенным. Здесь достаточно вспомнить историю с приобретением "Северной нефти". Долгое время вокруг этой компании не утихали скандалы, связанные с незаконным, по мнению многих нефтяников, получением лицензии на месторождение Вал Гамбурцева. Стоило "Роснефти" войти в проект, как скандалы утихли. Другое дело, что "Роснефть" перед вступлением в проект может выждать еще немного, чтобы не тратиться на подготовку ТЭО. Алексей Кузнецов говорит, что этот вопрос будет решаться параллельно с подготовкой собственных мощностей. К осени компания хочет установить в районе Мурманска танкер-нефтехранилище вместимостью 250 тыс. тонн нефти. Кузнецов отмечает, что этот проект позволит компании маневрировать между внутренним рынком и экспортом и тем самым экономить от 5 до 7 долларов с тонны нефти. Всего через такой терминал можно будет перевозить 10-12 млн тонн нефти в год, а его строительство (в зависимости от новизны танкера) обойдется от $20 млн до $100 млн.
Комментарии