Закрывая "российский маршрут" транспортировки нефти, азербайджанское правительство может спровоцировать бюджетный кризис
В следующем году трубопровод Баку-Новороссийск может прекратить существование. Дело в том, что Азербайджан не гарантирует на будущее необходимые объемы прокачки нефти по этому маршруту. А без гарантий, как было заявлено правительством РФ на последнем заседании российско-азербайджанской комиссии по экономическому сотрудничеству, целесообразность функционирования "северного маршрута" вызывает сомнения.
Азербайджан не раз декларировал, что уже в 2004 году, после пуска трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), часть нефти, добываемой Государственной нефтяной компанией (ГНКАР), пойдет по этому маршруту. ГНКАР добывает 9 млн. тонн нефти в год, из которых около 6 млн. тонн используется в качестве нефтепродуктов для внутреннего пользования. Существует еще один проект, согласно которому предполагается транспортировать в Джейхан все 9 млн. тонн - если удастся наладить на бакинских НПЗ переработку более дешевой нефти, импортируемой из Туркмении и Казахстана. Для этого затевается основательная реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих предприятий. Суть проекта в замене высококачественной бакинской нефти, которую выгодно экспортировать, импортными поставками более низкого качества, которые после переработки позволяют покрыть потребность внутреннего рынка.
Но остается открытым вопрос - что в таком случае останется для "северного маршрута"? Дело в том, что Баку-Новороссийск изначально предназначался для транспортировки ранней нефти с месторождения Чираг блока АЧГ (Азери-Чираг-Гюнешли). Владельцем азербайджанского участка Баку-Новороссийск является BP Azerbaijan, но после 1999 года эта компания фактически приостановила транспортировку нефти из-за событий в Чечне. Не устраивает компанию и транзитный тариф, до 15,67 долл. за тонну. А за последние несколько лет BP Azerbaijan успела переориентировать чирагскую нефть на специально построенный маршрут Баку-Супса.
Тем временем, российская компания "Транснефть" построила обходную ветку трубопровода, что существенно уменьшило риски транспортировки по "российскому маршруту", но это не привело к снижению тарифов на транзит. А правительства РФ и Азербайджана договорились о том, что вместо чирагской нефти по Баку-Новороссийск будет транспортироваться нефть ГНКАР (в прошлом году действие российско-азербайджанского соглашения по транзиту продлили еще на пять лет). Но ГНКАР не готова гарантировать российской стороне стабильные объемы нефти, поскольку компания, видимо, ориентируется на маршрут Баку-Тбилиси-Джейхан. Азербайджанское правительство гарантий на будущее увеличение объемов транзита по "северному маршруту" тоже дать не может, так как не располагает большими объемами нефти. Конечно, не может правительство обязать консорциум BP Azerbaijan использовать "северный маршрут". Да и российская трубопроводная компания "Транснефть", владеющая российским участком трубопровода Баку-Новороссийск, признает, что не сможет обеспечить вывоз 50 млн. тонн нефти АЧГ из Новороссийска через турецкие проливы. Хотя простой трубы обернется для компании ущербом в 60 млн. долл. в год.
Однако отказ от "российского маршрута" для Баку опасен. Если в 2004 году ГНКАР лишится возможности экспортировать собственную нефть на мировой рынок, то это негативно скажется на всей экономике страны. Но Баку-Тбилиси-Джейхан - это пока только проект. Маршрут Баку-Супса и без того переполнен, а транспортировка 2,5 млн. тонн нефти по железной дороге в грузинские порты - несбыточная мечта, так как для этого дополнительно потребуется от 3 до 4 тысяч цистерн. Поэтому прогноз правительственных экспертов неутешителен: бюджет страны, не досчитавшись 300-400 млн. долл. от экспорта нефти, рухнет. В этой ситуации слишком примитивно представлять вынашиваемое Россией решение как способ политического давления.