Толкают Россию нефтяные компании
18 июня в Центре стратегических разработок состоялся интереснейший семинар "Перспективы развития нефтяной отрасли в рамках программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)", где представители нефтяной отрасли, пожалуй, впервые озвучили стратегическую среднесрочную программу ее развития на перспективу до 2010 года. С докладом выступил вице-президент "ЛУКойла" Леонид Федун (его мы лично считаем уникальным профессионалом высочайшего класса в своей области), для которого презентация - продолжение принятой в мае этого года стратегической программы развития "ЛУКойла".
Доклад красноречив сам по себе: "нефтянка" предлагает решить задачу удвоения ВВП к 2010 г., поставленную Президентом России В.В.Путиным, за счет кардинальной интенсификации нефтедобычи, доведения объема добываемой нефти до 580 млн. т в год к 2010 году (с приоритетным развитием экспорта сырой нефти), накачки экономики нефтедолларами и решения за счет этого проблем поддержки ряда отраслей экономики, формирующих относительно высокий added value (в качестве приоритетов предложены отраслевое машиностроение, химия), а также финансирования социальной инфраструктуры.
Модель "нефтяного счастья" российской экономики прозрачна и понятна. Основана она, как представляется, на ряде откровенно некорректных исходных посылов, среди которых:
"реальное укрепление рубля препятствует росту экономики" (тезис как минимум спорный);
перепродажа акций российских нефтяных компаний от одних зарубежных, в т.ч. оффшорных компаний, другим зарубежным компаниям (так, как это происходит в рамках сделок ВР-ТНК и ЮКОС-Сибнефть), конечно, не есть никакое привлечение инвестиций в российскую экономику;
наконец, вырывание из общеэкономического контекста проблемы "удвоения ВВП" к 2010 году (фраза, неосторожно брошенная российским Президентом в его послании Федеральному Собранию) не имеет никакого отношения к реальному экономическому развитию страны: например, высокий объем ВВП, сопоставимый с российским, - около 190 млрд. долл. в текущих ценах - наблюдается в Саудовской Аравии, однако состояние дел в экономике этой страны из рук вон плохое (см. статью Л.Григорьева и А.Чаплыгиной "Саудовская Аравия: нефть и развитие").
Важной проблемой является поиск ресурсов для реализации предлагаемой амбициозной программы наращивания нефтедобычи. Даже в случае реализации критикуемой нефтяниками за осторожность программы увеличения производства нефти, заявленной в рамках проекта энергетической стратегии России, одобренного Правительством 22 мая (500 млн. т в год в 2010 году), "нефтянке" потребуется около 12 млрд. долл. инвестиций в год, или на 50% больше чем сегодня (2002 год - 8 млрд.). Если же принять идею "ЛУКойла", нефтяной отрасли необходимы будут годовые инвестиции в объеме 19-20 млрд. долл., что сопоставимо с годовым объемом всех прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Таким образом, нефтяной отрасли очевидно потребуются внешние ресурсы: либо в виде прямого роста притока капитала в нефтедобывающий сектор, либо в виде снижения налогов и транспортных тарифов (о чем прямо и заявлено в презентации).
Мы рассчитываем, что на www.opec.ru будет организована экспертная дискуссия по предложениям нефтяной отрасли, а более детальный анализ предложенной "нефтянкой" программы с точки зрения ее влияния на экономическое развитие страны мы попросили сделать нашего партнера Леонида Григорьева (см. раздел "Кто мы"). Как только материал будет готов, мы опубликуем его на нашем сайте.
Что следует поддержать, так это действительно верные и важнейшие геостратегические идеи, которые давно пора было взять за основу российскому Правительству (и это предлагал в свое время президент Института стратегического развития ТЭК Владимира Милов в период его работы замминистра энергетики), а именно:
1) диверсификацию нефтяного экспорта;
2) снятие инфраструктурных ограничений на экспорт нефти из России (в т.ч. ограничений, возникающих вследствие проблем турецких и датских проливов) за счет строительства новых трубопроводов (подробнее об этой проблеме в разделе нашего сайта "Проекты/Развитие инфраструктурных систем").
Решение этих двух задач, во-первых, качественно изменит характер политико-экономического присутствия России на мировых нефтяных рынках (мы перестанем играть второстепенную роль на них и снизим зависимость от монопокупателя наших энергоресурсов - Европы). Во-вторых, диверсификация экспорта позволит повысить его прибыльность (ценовая конъюнктура в Европе будет только ухудшаться в связи с ужесточающейся конкуренцией). В-третьих, вложение свободного капитала российских нефтяных компаний в строительство транспортной инфраструктуры на территории России - гораздо лучше, чем вывод этих средств из страны через выплаты миллиардных дивидендов оффшорам - собственникам наших ВИНК и инвестиций в Анголе или Колумбии. Наконец, снятие экспортных ограничений лишит российское Правительство асимметричных рычагов "регулирования" в нефтяном секторе, позволяющих использовать доступ к ограниченным экспортным трубопроводным мощностям в качестве "дубинки" для применения неэкономических мер воздействия на производителей нефти в самых разных целях (например, с целью заставить их поставлять дизельное топливо сельхозпроизводителям или мазут - энергетикам).
Однако "энергетическая стратегия", одобренная Правительством 22 мая 2003 г., ничего об этом и не говорит. Нет таких задач у нашего Правительства. Поэтому до сих пор и низка определенность в отношении того, какие инфраструктурные проекты (ни один из которых реализовать без поддержки государства не удастся) стоит поддерживать и каков должен быть правовой режим строительства и использования инфраструктуры.
Тем не менее, диверсификация экспорта и снятие инфраструктурных ограничений, на наш взгляд, должно стать важнейшей темой для обсуждения с точки зрения определения политики развития энергетического сектора страны. Важнейшими проектами в этой сфере будут являться трубопроводы в Мурманск (хотя, как было отмечено на семинаре, существует прогноз превращения Мурманска в замерзающий порт в 10-15 летней перспективе в связи с глобальным изменением климата, что требует изучения) и Находку, причем строить их должны частные инвесторы за частные деньги.