В ближайшие несколько лет Россия станет законодателем правил игры на нефтяной карте мира, пишут "Известия". По данным Deutsche Bank, своей новой нефтяной ролью Россия будет обязана крупнейшим мировым нефтяным концернам, которые намерены значительно увеличить российскую составляющую в своем бизнесе и превратить Сибирь в новый Техас. Этот шаг, по мнению аналитиков, является вынужденным: в противном случае крупные компании уже не смогут рассчитывать на первые места в списке лидеров мировой нефтянки.
Россия в ближайшие пять лет станет точкой притяжения массированных иностранных инвестиций в нефтедобычу, уверены западные аналитики. По расчетам аналитиков Deutsche Bank, уже к 2007 году от 5 до 8% всего капитала компаний BP и Shell будет задействовано в России. Именно увеличение российской составляющей в бизнесе, по мнению аналитика Deutsche Bank Адама Семински, станет главным преимуществом западных корпораций в деле сохранение первых мест в топ-листе мировой нефтяной промышленности в будущем. ExxonMobil и ShevronTexaco, считает Семински, окажутся в результате под сильным давлением рынка и также будут вынуждены предпринять меры по расширению активности в России. Определиться с российской долей в своем портфеле придется и французской TotalFinaElf, которая пока медлит. Согласно исследованиям Deutsche Bank, западные нефтекомпании, которые увеличили в последнее время долю инвестиций в Россию, демонстрируют гораздо лучшие экономические показатели по сравнению с более осторожными коллегами. В Deutsche Bank считают, что Россия станет новым Техасом, который прославился не столько своими запасами, сколько нефтяной лихорадкой, коренным образом изменившей экономическую и социальную жизнь этой части США.
"Восточная Сибирь, без сомнений, станет горячей точкой на нефтяной карте мира", - говорит аналитик Commerzbank Иван Мазалов. По его мнению, катализатором развития нефтяного бизнеса в Восточной Сибири станет строительство нового трубопровода. Но для того, чтобы Восточная Сибирь действительно превратилась в центр мировой нефтедобычи, потребуются колоссальные затраты на проведение геологоразведки новых нефтяных клондайков. В части доказанных месторождений нефти позиции России выглядят не столь обнадеживающими: она занимает всего лишь восьмое место. Зато по так называемым вероятным залежам крупных нефтяных запасов, по данным US Geological Survey, Россия располагается на втором месте, после Саудовской Аравии. И главная часть этих запасов, как считают в Commerzbank, приходится как раз на Восточную Сибирь. На роль Клондайка может претендовать и Чукотка. "Очевидно, что Чукотка и Аляска имеют одинаковую геологическую структуру, - говорит аналитик Сommerzbank Иван Мазалов. - Наличие нефти на Аляске указывает на высокую вероятность ее нахождения на Чукотке".
Однако российские нефтяные компании не спешат обременять себя значительными инвестициями в поиск новых нефтяных клондайков и предпочитают пользоваться плодами еще советских геологов, которые на много лет вперед обеспечили потенциал российских корпораций. По оценкам Сommerzbank, средняя норма обеспеченности месторождениями крупнейших мировых компаний составляет 10-12 лет. У российских корпораций этот показатель в два раза выше. "Еще несколько лет эта тема не будет актуальной для российских нефтяных компаний", - говорит Иван Мазалов. Но по большому счету наши нефтекомпании просто не потянут новые крупномасштабные проекты. По словам аналитика "Церих кэпитал менеджмент" Антона Затолокина, у российских компаний просто не хватит на это финансовых ресурсов. "Даже "Сургутнефтегаз", которая имеет самый большой среди компаний показатель cash в $5 млрд вряд ли "потянет" освоение месторождений в Восточной Сибири, - говорит Затолокин. - Это не те деньги, которых хватит на масштабное освоение новых нефтяных провинций".
Международные компании очень четко обозначили свои стратегические интересы в России и теперь будут стремиться закрепиться здесь, уверен Иван Мазалов. Не случайно гендиректор Shell Филипп Воттс недавно заявил: "Я не вижу будущего Shell в качестве глобальной компании без значительной инвестиционной позиции в России. Комментируя высказывание шефа Shell, аналитики Economist Intelligence Unit говорят, что оно отражает реальное смещение инвестиционного интереса в пользу России.
Однако российские аналитики уверены: мировые нефтяные концерны не добьются успеха без помощи российских коллег. "Из-за сложности российского законодательства западные компании не сумеют реализовать масштабные проекты в России без поддержки внутреннего лобби", - считает Антон Затолокин. Многострадальный опыт реализации иностранными компаниями в России проектов на основе СРП - лишнее тому подтверждение. "За это время российские компании сумели получить множество лицензий, - говорит Затолокин. - Поэтому западные корпорации будут вынуждены создавать альянсы с российскими нефтекомпаниями. Возможно, проекты будут реализовываться на основе СРП или участия в акционерном капитале". "Cудя по последним сообщениям о совместных проектах ТНК и Norsk Hydro, Cургутнефтегаза и Marathon, Роснефти и TotalFinaElf, весьма вероятно, что будущее российской нефтянки будут вершить совместные альянсы, - считает аналитик "Тройки-Диалог" Валерий Нестеров.
Как считают аналитики Commerzbank, из-за осложнений с режимом СРП атмосферу благоприятствования иностранным инвестициям в России можно считать законченной. Именно поэтому иностранные компании торопятся застолбить место хотя бы с помощью национальной окраски проектов, как в случае сделки BP с ТНК.
Комментарии