Премьер Малайзии предлагает перевести цены на нефть в евро
Цены на нефть следует перевести из долларов в евро - с таким смелым предложением выступил премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад. Хотя это предложение выгодно всем экспортерам нефти, эксперты считают, что оно вряд ли будет претворено в жизнь.
Выступая на Азиатской конференции по нефти и газу в Куала-Лумпуре, Махатхир Мохамад предложил перевести цены на нефть в евро вместо слабеющего доллара. "Система номинирования цен на нефть в долларах должна быть пересмотрена", - цитирует слова Мохамада агентство ИТАР-ТАСС. По мнению премьер-министра Малайзии, "производители нефти должны быть защищены от неожиданностей, которые могут произойти на валютном рынке, подверженном влиянию крупных валютных махинаторов". Мохамад считает, что к установлению нефтяных цен в долларах можно будет вернуться только после укрепления американской валюты. Сама Малайзия добывает 730 000 баррелей нефти в сутки, из которых около половины отправляется на экспорт.
Слабеющий доллар действительно является серьезной проблемой для производителей нефти во всем мире, которые и так переживают не лучшие времена из-за падения цен на свое сырье. С начала этого года американская валюта подешевела по отношению к евро более чем на 14%. За тот же период нефть марки Brent в Лондоне снизилась почти на 9% до $27,49 за баррель, еще больше упали цены на российский сорт Urals - на 12,63% до $25,52 за баррель.
Однако эксперты полагают, что предложение Малайзии вряд ли будет претворено в жизнь. Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров считает, что падение курса доллара носит временный характер, а потому менять одну валюту на другую никто не станет. "Это слишком серьезное решение. Конечно, доходы нефтяных экспортеров сейчас привязаны к курсу доллара, а потому переход на евро им был бы безусловно выгоден, - отмечает Нестеров. - Однако вряд ли эта идея будет реализована сейчас, ведь американская валюта не настолько ослабла".
С ним согласен глава московского офиса агентства Petroleum Argus Сергей Лукьянов. "Нефтяную моду диктуют США, как крупнейший в мире потребитель сырья, поэтому вряд ли переход на евро может быть осуществлен, - полагает эксперт. - Не пойдут на это и крупные западные компании - как по политическим, так и по экономическим причинам, ведь им придется дважды хеджировать риски (в долларах и евро) , что приведет к увеличению расходов". Он также напоминает, что ни одна из ближневосточных стран, откуда на мировой рынок поступает большая часть нефти, никогда не выражала желания перейти на евро, а Ирак - второй по величине экспортер региона - и вовсе находится теперь под контролем США. "Российским производителям такой переход был бы на руку, так как он привел бы к увеличению доходов за счет более высокого курса евро. Впрочем, наши компании уже сейчас торгуют в евро - в частности, с Германией. Но это локальные рынки", - говорит Лукьянов.
Сами нефтяные компании вчера неохотно комментировали инициативы малазийского премьера. "Идея, конечно, любопытная, но всерьез ее пока никто не рассматривает", - говорит представитель российской нефтяной компании из первой пятерки. Представитель пресс-службы норвежской Statoil заявил, что никаких изменений у компании в отношении валюты, в которой исчисляются контракты, нет. "Если кто-то из наших крупных клиентов решит перейти на использование евро, мы сделаем то же самое. Но сейчас таких планов нет. Мы продолжаем использовать доллар, и планов по переходу на евро нет", - сказал он "Ведомостям".