Конфереция

Кремль обманет нефтяных олигархов...

Государство хочет привлечь частные нефтяные компании к строительству магистральных трубопроводов, однако исходя из геополитических соображений не собирается уступать им контроль над экспортными мощностями. В правительстве РФ активно разрабатываются варианты привлечения к строительству магистральных нефтепроводов частных инвесторов. Об этом на прошлой неделе заявил журналистам вице-премьер Виктор Христенко. По мнению экспертов, построить трубопроводы можно только при участии частного капитала, поскольку у государственной трубопроводной монополии 'Транснефть' попросту нет денег на реализацию стоящих на повестке дня масштабных экспортных проектов (речь идет, прежде всего, о строительстве трубопровода Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин и Мурманской трубопроводной системы (МТС)). Однако государство никак не может договориться с частниками об условиях сотрудничества. Нефтяники хотят полностью контролировать экспорт энергоресурсов и добиться отмены принципа равного доступа к трубе. В 'Транснефти' согласны делиться доходами от транспортировки нефти, однако настаивают на том, чтобы полный контроль над трубой остался за государством. Для этого уже выбран соответствующий механизм - начальная стадия разработки проектов на уровне технико-экономического обоснования (ТЭО) поручается 'Транснефти'. В результате именно от трубопроводной монополии зависит дать проекту дальнейший ход или похоронить на начальной стадии. По всей видимости, это сделает нефтяных олигархов более сговорчивыми. Весной этого года правительство РФ приняло принципиальное решение о строительстве новых трубопроводных мощностей: был дан зеленый свет сразу двум 'проектам века' - созданию нефтепровода Ангарск - Находка с ответвлением на китайский город Дацин и Мурманской трубопроводной системы (МТС). 'Восточный коридор' по транспортировке нефти будет строиться в два этапа. Сначала будет введена в строй ветка нефтепровода Ангарск - Дацин мощностью до 30 млн тонн нефти в год (этот проект лоббирует НК 'ЮКОС'). Затем, по мере развития нефтедобычи в Восточной Сибири, труба будет достроена до находкинского порта. Мощность дальневосточной ветки составит от 50 до 90 млн тонн в год (на реализации этого проекта настаивает государственная 'Транснефть'). Суммарная стоимость строительства 'восточных трубопроводов' составит порядка 9 млрд долларов. МТС предусматривает строительство трубопровода из Западной Сибири в мурманский порт. Предварительная стоимость проекта оценивается в 4,5-5 млрд долларов. Напомним, что в конце ноября 2002 года главы ЛУКОЙЛа, ЮКОСа, ТНК и 'Сибнефти' подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу строительства нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск (позже о своем желании присоединиться к консорциуму заявил 'Сургутнефтегаз'). Строительство нефтепровода запланировано на 2004-2007 гг., ввод в действие - на 2007 год. Мощность трубопровода должна составить 80-120 млн тонн нефти в год. В мурманском порту нефть будет перегружаться на танкеры с дедвейтом свыше 300 тысяч тонн. Однако проблема состоит в том, что государственная трубопроводная монополия 'Транснефть' попросту не в состоянии самостоятельно найти деньги на реализацию даже одного из вышеперечисленных проектов. 'У 'Транснефти' есть силы только на то, чтобы достроить БТС (Балтийская трубопроводная система). Построить трубопроводы на Восток - у трубопроводного монополиста не хватит ни кредитных ресурсов, ни возможностей', - сказал RBC daily аналитик ИК 'Центр-Инвест' Александр Блохин. Об этом открыто говорят и в самой трубопроводной компании. 'Выручка 'Транснефти' составляет порядка 3 млрд долларов в год. Нам никто не предоставит кредит, превышающий треть этой суммы (3 июня транспортная монополия подписала соглашение со Сбербанком, предусматривающее выделение ей займов на общую сумму до 900 млн долл. - RBC daily)', - сказал RBC daily вице-президент 'Транснефти' Сергей Григорьев. Именно поэтому и зашла речь о привлечении частных инвесторов. Однако государство никак не может договориться с частниками об условиях сотрудничества. Финансировать строительство МТС и трубопровода в китайский Дацин готовы частные нефтяные компании. Деньги на строительство трубы Ангарск - Дацин собирается выделить ЮКОС, ана мурманский проект средства предоставит консорциум крупнейших российских нефтяных компаний. Взамен нефтяники лоббируют отмену принципа равного доступа к трубопроводам, а в идеале рассчитывают получить по сути частные трубы. В результате реализации этой схемы нефтяные олигархи, вошедшие в консорциум МТС, де-факто получат возможность контролировать большую часть экспорта российской нефти в США и Западную Европу, а вся восточносибирская нефть достанется одному покупателю - Китаю, который получит возможность жестко диктовать ценовые условия. 'Мы не можем позволить нефтяникам подмять под себя экспорт, поскольку это приведет к ослаблению позиций государства', - сказал RBC daily источник, близкий к администрации президента. На прошлой неделе государство, всегда крайне осторожно относившееся к любому участию частных компаний в трубопроводных делах, по сути, признало необходимость участия частных компаний в развитии трубопроводного транспорта. 'Возможны различные формы участия частных инвесторов в реализации проекта по строительству нефтепровода Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин', - заявил журналистам вице-премьер РФ Виктор Христенко. По его словам, 'это могут быть, например, синдицированные кредиты, предоставляемые для реализации проекта, или предоставление частным инвесторам опционов на прокачку нефти с изъятием этих объемов из тех, которые распределяются на равных условиях'. Г-н Христенко не исключил участия и частных инвесторов в проекте. Однако, по словам вице-президента 'Транснефти' Сергея Григорьева, 'частные компании могут войти в трубопроводные проекты исключительно как акционеры и получать дивиденды от прокачки нефти'. Более того, в руководстве трубопроводной компании сомневаются в целесообразности реализации мурманского проекта, который, по сути, станет конкурентом строящейся БТС и юкосовской трубы в Китай (первоочередное строительство отрезка Ангарск - Дацин приведет к тому, что компаниям будет выгодно 'подключить' свои восточносибирские месторождения к китайскому экспортному маршруту). Тем временем правительство, по-видимому, нашло способ противостоять давлению нефтяников и заставить их пойти на компромисс с правительством. Разработка ТЭО 'ключевого' для олигархов мурманского проекта была поручена государственной 'Транснефти'. От результатов работы трубопроводного монополиста над ТЭО как раз и зависит, будет ли построен трубопровод. По оценкам Сергея Григорьева, работа над ТЭО займет около двух лет. Этого времени будет вполне достаточно, чтобы заставить олигархов скорректировать свои позиции в нужном правительству ключе.
Комментарии