Россию окружают нефтяными коридорами
Администрация США убедила Казахстан присоединиться к проекту трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Не добившись от "Транснефти" увеличения квот на транзит, казахстанские власти решили присоединиться к проекту Баку-Джейхан и довести трубопровод до Актау. Это означает, что число союзников разрушения трубопроводной монополии России на постсоветском пространстве продолжает увеличиваться.
Межправительственное соглашение между Казахстаном и Азербайджаном будет подписано уже в ближайшие месяцы, сообщил советник администрации США по вопросам энергетической политики Стивен Манн. Правительство Казахстана более осторожно в оценках, но считает, что спорные вопросы с Азербайджаном удастся урегулировать до конца года. "Переговоры с азербайджанскими коллегами идут успешно", - заявил управляющий директор "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. Как сообщил "Финансовым Известиям" близкий к переговорам источник, подписание соглашения тормозит Азербайджан, который в случае присоединения Казахстана к проекту будет вынужден поделиться местом в трубе. Предполагается, что экспорт казахстанской нефти по маршруту Баку-Джейхан составит не менее 20 млн тонн нефти в год, при том что весь проект ориентирован на 50 млн тонн. Не менее важна для Азербайджана и техническая сторона: страны еще не решили, кто станет оператором на маршруте Актау-Баку.
И хотя Казахстан и Азербайджан эти нюансы еще только обсуждают, американская администрация не скрывает радости по поводу согласия Казахстана участвовать в проекте. Американцы считают, что теперь создание нового коридора Восток-Запад с участием Азербайджана, Грузии, Турции и Казахстана и многовариантности поставок энергоносителей на мировой рынок - вопрос времени и техники.
Для России же эта многовариантность означает ослабление позиций как транзитной державы и появление альтернативных маршрутов экспорта энергоносителей. Стоит вспомнить, что строительство нефтепровода Баку-Джейхан призвано ослабить и позиции Каспийского трубопроводного консорциума, у которого участники проекта намерены оттянуть часть транзита.
"Присоединение Казахстана было геополитически важным для США, и потому на Казахстан оказывалось серьезное давление, - говорит аналитик "Тройки-Диалога" Валерий Нестеров. - Но решения не совсем вписываются в нормальную экономическую логику. Каспийская трубопроводная система, рассчитанная на транзит 68 млн тонн нефти, далека от наполнения, а строится новый трубопровод". Присоединение Казахстана не стало неожиданным для аналитиков. "Это эффект прицепного вагона: когда проект запущен, подключать к его реализации новых участников гораздо проще", - считает Нестеров.
Казахстан долго пытался добиться от "Транснефти" увеличения квот на экспорт нефти, но получил отказ, что и заставило страну ответить согласием американцам. Официальный Казахстан пока говорит, что нацелен на долгосрочное сотрудничество и с Россией. Кроме того, страна продолжает дистанцироваться от США, прощупывая запасные варианты выхода на внешние рынки. По словам Каиргельды Кабылдина, правительство рассматривает проекты транспортировки Западный Казахстан-Китай и Казахстан-Туркмения-Иран. В чрезмерной зависимости от США Казахстан не заинтересован, равно как и в открытой конфронтации с Москвой, считают аналитики. Ограниченность же российских трубопроводных мощностей в данном случае сыграла в пользу США, чем американцы не преминули воспользоваться.