Конфереция

Грязное небо

Сегодня - Всемирный день защиты окружающей среды. Ежегодно в воздушный бассейн над Москвой поступает более миллиона тонн загрязняющих веществ только от автотранспорта. А ведь есть еще и другие "пачкуны" атмосферы... Этилированный бензин - жуткая дрянь. В Москве его продажа запрещена, и Московский нефтеперерабатывающий завод эту отраву для атмосферы не выпускает. Но проверки показывают: до 10% такого бензина продается нелегально. Просит, например, добросовестный автовладелец на АЗС залить ему 95-й, а заправляют вместо этого какую-нибудь гадостную смесь. Работать машина будет. Но... от этилированного бензина тот же каталитический нейтрализатор сдохнет за пять секунд. А по документам все будет гладко, ни о каком 76-м бензине владелец автозаправки и слыхом не слыхивал. Чтобы выявить обман, нужно брать пробы на анализ. В 2004 году этилированный бензин должны запретить по всей России. В Европе он давно уже вне закона, а вот наше нефтяное лобби сопротивляется до последнего: не хотят переоборудоваться. В общем, чистым столичный воздух не назовешь: Москва входит в черный список из 30 российских городов с "грязным небом". Городские власти этот факт не оспаривают, но, по их словам, делают все возможное, чтобы ситуацию улучшить. За время работы Мосгордумы третьего созыва депутаты рассмотрели пять "экологических" законов. Сейчас готовятся поправки к закону о компенсационном озеленении и еще два разных закона с похожими названиями: "О комплексном природопользовании в г. Москве" и "О природном комплексе". Правительство города также приняло десять нормативных актов, постановлений и распоряжений мэра, призванных сделать наш мегаполис более пригодным для вдыхания кислорода, а не выхлопных газов... Но бороться с так называемыми "объективными обстоятельствами" трудно. Автопарк города насчитывает сейчас свыше 2,3 млн. машин, потребляющих в год более четырех млн. тонн бензина и дизельного топлива. Медицинская статистика неумолима: ухудшение экологической обстановки в городе вызывает рост заболеваемости на 30%. Все больше москвичей страдают сердечно-сосудистыми и заболеваниями эндокринной системы, а также нарушением репродуктивных функций. Москвички "лидируют" по количеству выкидышей при желаемых беременностях... - В этом году принята среднесрочная экологическая программа на 2003 - 2005 годы, - рассказывает о принимаемых отцами города мерах Вера Степаненко, депутат Московской городской Думы, заместитель председателя Комиссии по экологической политике. - В программе выделены пять приоритетных направлений работы, среди которых - борьба за чистоту воздушного бассейна. Нужно перейти на альтернативные, более экологичные виды топлива, оборудовать машины каталитическими нейтрализаторами, больше строить транспортных развязок. ...Начнем с топлива. Сегодня у московских водил есть три варианта на выбор: природный газ метан (подходит только для грузовых авто и "Икарусов", потому что он очень объемный, его нужно хранить в больших баллонах), вместо дизельного топлива - диметиловый эфир (муниципальный грузовой транспорт именно на нем и работает), и еще - пропан-бутановая смесь, годящаяся для "легковушек". Сто тысяч московских автолюбителей его уже используют. Это в два раза экономичнее, чем бензин. - У нас в городе около 50 автомобильных газонаполнительных станций (АГНС), - продолжает Вера Степаненко. - За этим топливом будущее. Использование же бензина - это всего лишь привычка автолюбителей, инерция их мышления. Использование метана уменьшает загрязнение атмосферы на 50%, пропан-бутановой смеси - на 30%, диметиловый эфир заменяет солярку, которая вредна для легких. В общем, весь муниципальный транспорт переведен на альтернативные виды топлива и оснащен каталитическими нейтрализаторами. Они очищают выходящие вещества еще на 80% и применяются во всем мире. Так что основная "грязь" - именно от отечественных легковушек, давным-давно не соответствующих европейским экологическим стандартам. Редкий автовладелец проявляет сознательность, устанавливая у себя нейтрализатор самостоятельно, ведь заплатить за него нужно 120 долларов, плюс столько же - за переоборудование "железного коня". Да еще, как уже было сказано, от плохого бензина эта штуковина дохнет в момент. Разумеется, московское небо от российского заборчиком не отделишь. Да что там заборчиком! Посты на дорогах и то установить нельзя, чтобы проверяли приезжающих в наш город "чужаков" на вредность выхлопов. По словам московских законодателей, решить эту проблему можно только на федеральном уровне. Во-первых, наши производители должны выпускать более современные автомашины, во-вторых, нужно запретить неэкологичные виды топлива, в-третьих, московской экологической милиции нужно разрешить контролировать выхлопы "железных коней" (федеральные законодатели отняли эти функции у ГИБДД, но никому не передали). В итоге простаивают шестнадцать подвижных постов, которые раньше действовали на всех основных магистралях столицы. Грузовой транспорт с немосковскими номерами, работающий на солярке, теперь чувствует себя у нас вольготно. Именно поэтому Мосгордума вышла с инициативой в Госдуму, предложила внести поправки в Закон о милиции. Как известно, 80% загрязнения воздуха дает автотранспорт. Остальное - промышленность и, главное, автозаправочные станции (АЗС) и комплексы (АЗК). Их в городе аж 780 штук, строились они экстренно, практически не оборудованы защитными сооружениями. При их функционировании, а также при хранении и перевозке моторного топлива ежегодно в виде паров в атмосферу выбрасывается более 2,0 тыс. тонн нефтепродуктов. В Центральном административном округе столицы реализуется программа по оснащению автозаправок специальными техническими средствами, улавливающими пары бензина (делается это за счет владельцев). Службы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы проверили, как ведется эта работа: 18 из 27 автозаправок уже оснащены системами "улова", остальные обзаведутся такими приспособлениями до конца нынешнего года. Этот эксперимент, по мнению городских властей, прошел удачно, опыт будет распространен на другие административные округа города. Кроме того, с 1994 года действует комиссия, которая обследует промышленные предприятия на предмет "вредности". За это время проверено около 200 предприятий, некоторые ликвидированы (правда, скорее по экономическим, а не по экологическим причинам). - Мы не считаем закрытие предприятий панацеей, - комментирует ситуацию Степаненко, - потому что промышленность - это еще и рабочие места, это налоги в городской бюджет. Сегодня взят курс на переоборудование и реформирование промышленных предприятий, готовится соответствующая программа. Начнем опять-таки с центра города, уже обследованы 50 вредных предприятий в ЦАО, выработаны индивидуальные меры для каждого из них: защитные сооружения, применение современных технологий, вывод вредных участков в промышленные зоны. А еще законодатели и ученые предлагают создание санитарно-защитных зон, где будут расти определенные сорта деревьев и кустарников, поглощающих вредные выбросы. Есть и такие варианты: переводить в более чистые и безопасные места жилые массивы, но сохранять по прежнему адресу уникальную промышленность. Ведь Москва - не курорт, а крупнейший промышленный центр России. Нужно, по словам Степаненко, продолжать развивать метрополитен. Чем лучше будет работать городской транспорт, в том числе подземка, тем больше шансов на спад автомобильного бума среди частников. При строительстве новых жилых массивов сразу же должны возводиться скверы и парки, чтобы компенсировать вред от авто. В прошлом году московские власти запланировали потратить из бюджета 3,2 млрд. рублей на охрану окружающей среды, а реально по всем мероприятиям получилось даже больше - 4,4 млрд. Но этого все равно мало, очень мало! Чтобы среда была в норме, ну, хотя бы не деградировала, нужно тратить на ее охрану не менее двух процентов бюджета, у нас же получается примерно 1,2%. Но в целом по России ситуация гораздо хуже: на охрану окружающей среды идет меньше одного процента бюджетных средств. В России на охрану окружающей среды тратится всего около одного процента бюджетных средств. Наша справка На протяжении последних десяти лет в России ежегодно в атмосферу выбрасывается около 30 млн. тонн загрязняющих веществ от стационарных источников и более 20 млн. тонн от автотранспорта. В 75% городов России, где проводится экологический контроль, регистрируются уровни загрязнения, превышающие предельно допустимые концентрации (ПДК). Информация к размышлению Применение пропан-бутановой смеси сдерживается ее дефицитом. Если при переработке нефти порядка 60% составляет бензин, то пропан-бутановой смеси получают только 4%. Баллоны же с метаном весят до 90 кг, а вмещают лишь 10 кубометров газа. Для грузового автомобиля таких баллонов нужно несколько...
Комментарии