Конфереция

"Роснефть" построит северный флот

В то время как "ЛУКОЙЛ" пытается избавиться от судоходных активов, "Роснефть" продолжает развивать собственный флот. На днях "Роснефть" объявила о создании "Северной морской компании". Танкерный флот этой компании с 2005 г. будет обеспечивать доставку нефти с месторождений арктического шельфа. Как сообщил в среду вице-президент "Роснефти", гендиректор "Роснефть-Архангельскнефтепродукта" Владимир Иванчиков, "Роснефть" учредила в Архангельской области ЗАО "Северная морская компания" (СМК). Она является 100% -ной "дочкой" "Дальневосточной морской компании", которая входит в "Роснефть-Сахалинморнефтегаз". Иванчиков говорит, что к 2005 г. "Роснефть" намерена построить 10 судов для транспортировки нефти. В состав флота войдут два-три танкера усиленного ледового класса дедвейтом 70 000 т, два судна-снабженца усиленного ледового класса, бункеровщик и несколько судов для обеспечения экологической безопасности транспортировки. Объем инвестиций в этот проект в компании не раскрывают. По словам сотрудника "Роснефти" Владимира Воеводы, предполагается, что СМК будет доставлять нефть с терминала "Роснефти" в Архангельске и с буровых платформ на шельфе арктических морей (в частности с Приразломного месторождения) на свой танкер-накопитель в акватории Мурманска, который обеспечит дальнейшую ее перевалку на экспорт. Сейчас, по данным Воеводы, "Архангельскнефтепродукт" переваливает около 2 млн т нефти и нефтепродуктов в год. А в 2005 г. объем перевалки должен достичь 4 млн т - в том числе за счет роста добычи компании "Северная нефть", недавно приобретенной "Роснефтью". В том же 2005 г. "Роснефть" приступит к разработке Приразломного месторождения, где к 2010 г. планируется добывать до 5,5 млн т нефти в год. Все это вынуждает компанию искать новые маршруты (в том числе морские) для транспортировки сырья на экспорт. Топ-менеджер крупного пароходства оценивает стоимость одного танкера усиленного ледового класса дедвейтом 70 000 т в $60 млн, судна-снабженца - в $50 - 60 млн, а бункеровщика - ориентировочно в $10 млн. Исходя из этих оценок, стоимость нового флота "Роснефти" даже без учета судов, осуществляющих технические функции, может составить от $230 млн до $300 млн. Вдобавок, по мнению эксперта, расходы только на содержание одного танкера без учета топлива могут составить до $6000 - 7000 в сутки. Аналитик Альфа-банка Константин Резников полагает, что строить свой флот "Роснефти" имеет смысл лишь в том случае, если компания уверена в больших объемах нефтедобычи в этом регионе. Другой отраслевой аналитик недоумевает по поводу очередного крупного инвестпроекта госкомпании. "Роснефть" уже увязла во стольких дорогостоящих проектах, что планы по строительству флота выглядят совсем уж несерьезно", - говорит аналитик. Неофициально в "Роснефти" говорят, что в рамках нового транспортного проекта возможно сотрудничество с "ЛУКОЙЛом". Сейчас "ЛУКОЙЛ" как раз избавляется от непрофильных активов, частично и от транспортных. В распоряжении "ЛУКОЙЛа" находятся 10 танкеров ледового класса грузоподъемностью 15 000 и 20 000 т. Однако продавать их компания пока не собирается. "Обсуждаются варианты продажи цистерн и судов класса "река - море", а эти танкеры сейчас эффективно используются для вывоза нефти с Тимано-Печоры и Варандеи", - говорит начальник отдела "ЛУКОЙЛа" по отношениям с инвесторами Геннадий Красовский. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ОПЫТ Осенью прошлого года "Роснефть" также объявила о создании собственного танкерного флота на Дальнем Востоке. На первом этапе планируется строительство малых и средних танкеров дедвейтом 3000 - 5000 т, а также четырех танкеров-ледоколов дедвейтом 20 000 т. Этот этап рассчитан на пять лет и обойдется компании примерно в $200 млн. Предполагается, что все суда, построенные в рамках первого этапа, будут использоваться на Дальнем Востоке. На втором этапе будут строиться танкеры дедвейтом 40 000 - 100 000 т для работы на Черном море. По оценкам компании, транспортировка нефти на собственных судах на Дальнем Востоке поможет сэкономить $10 с каждой тонны. Тогда же "Роснефть" подписала контракт с "Адмиралтейскими верфями" о строительстве первого танкера дедвейтом 20 000 т.
Комментарии