Конфереция

Китай нашел замену ЮКОСу

Пока Россия выбирала, куда экспортировать свою нефть - в Китай или в Японию, Пекин вспомнил о своем интересе к казахским сырьевым ресурсам. Вчера Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) подписала соглашение с руководством Казахстана о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, предусматривающее обоснование инвестиций в строительство нефтепровода Западный Казахстан - Китай. Таким образом, Пекин намекает Москве, что желающих заработать на продаже нефти в Китай 150 млрд. долларов не так уж и мало. Между ЮКОСом и 'Роснефтью' Россия никак не может определиться с тем, кто станет главным импортером ее нефти на Востоке - Китай или Япония. От этого будет зависеть маршрут экспортного нефтепровода из Ангарска. Он может пойти на китайский Дацин - в этом случае труба обойдется в 2,5 млрд. долларов, а прибыль России за 25 лет ее работы составит 150 млрд. долларов, из них 60 могут пойти в госбюджет. Таковы условия соглашения, подписанного на прошлой неделе главой российского ЮКОСа Михаилом Ходорковским (эта компания должна стать координатором поставок нефти в Китай) и президентом CNPC Ма Фуцаем. Альтернативный маршрут трубы из Ангарска - в порт Находка, стоимостью в 5,2 млрд. долларов. В этом проекте заинтересована государственная 'Роснефть' при поддержке трубопроводной монополии 'Транснефть'. В этом случае Россия получит доступ сразу к нескольким рынкам сбыта, главным из которых считается Япония. По мнению Михаила Ходорковского, труба Ангарск - Дацин может быть продолжена до Находки не ранее 2010-2015 года, когда Россия, благодаря 'китайским' нефтедолларам, откроет новые месторождения в Восточной Сибири. В этом случае нефти хватит на оба маршрута. Однако глава 'Роснефти' Сергей Богданчиков считает, что труба в Китай - это пустая трата денег, поскольку в этом случае у российской нефти просто не будет альтернативного покупателя, и Москва окажется заложником Пекина. Вчера замглавы российского Минэнерго Геннадий Устюжанин подтвердил, что порядок строительства экспортного нефтепровода из Ангарска (куда тянуть трубу сначала) пока не определен. Как уже сообщала ГАЗЕТА, это может произойти на следующей неделе. Казахстан подстрахует Китай Пока ЮКОС и 'Роснефть' меряются силами в коридорах Белого дома, Китай занимается поисками альтернативы российской нефти. Вчера в ходе визита в Казахстан председателя КНР Ху Цзиньтао CNPC подписала соглашение с руководством этой прикаспийской республики о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Одним из главных пунктов сотрудничества должно стать инвестирование в строительство нефтепровода Западный Казахстан - Китай. Этот проект возник еще в 1997 году. Считалось, что он может быть рентабельным при ежегодной прокачке 20 млн. тонн нефти (столько же планирует поставлять в Китай и ЮКОС). Однако реализации этого проекта помешала конъюнктура (в 1998 году цена на нефть доходила до 9 долларов за баррель) и финансовый кризис в России, сказавшийся на Казахстане. Теперь о трубе из Казахстана в Китай вспомнили снова. 'Учитывая перспективы нефтедобычи в нашей стране, президентом Казахстана было предложено ускорить поэтапное строительство нефтепровода Западный Казахстан - Китай', - говорится в заявлении администрации президента Казахстана. Тем более что у китайской CNPC уже есть опыт работы с казахами - ей принадлежит контрольный пакет акций третьей по величине в республике добывающей компании 'Актобемунайгаз', которая производит около 5 млн. тонн нефти год. 'Для Казахстана очень важен любой выход на внешний рынок, - говорит аналитик Petroleum Argus Михаил Перфилов. - Существующая транспортная система Казахстана во многом замкнута на Россию, которая сама испытывает дефицит трубопроводных мощностей'. Соглашение между Москвой и Астаной о транзите казахского сырья по системе 'Транснефти' выполняется лишь отчасти. По данным Petroleum Argus, в прошлом году вместо предусмотренных соглашением 17,5 млн. тонн казахстанской нефти через российскую систему прошло лишь 13,5 млн. В то же время в Китае наблюдается постоянный рост потребления нефти - в прошлом году он составил 6% против 1-2% ожидавшихся, а объем импорта составил 80 млн. тонн. Пекин постоянно ищет новые источники импорта нефти, и Казахстан может стать хорошим вариантом. Вместе с тем, по мнению Михаила Перфилова, казахстанское сырье вряд ли станет конкурентом поставкам российской нефти по проектируемому нефтепроводу Ангарск - Дацин. 'Более дешевые трубопроводные поставки из России и Казахстана будут конкурировать с традиционным морским импортом из стран Ближнего Востока', - пояснил ГАЗЕТЕ аналитик.
Комментарии