Конфереция

Дивиденды "Транснефти" сократятся через год

Хорошие времена для миноритарных акционеров "Транснефти", похоже, закончились. Менеджеры транспортной монополии посчитали, что строительство трубопроводов важнее дивидендов, и намерены сократить выплаты по привилегированным акциям как минимум в два раза уже в следующем году. В акционерном капитале "Транснефти" 75% составляют обыкновенные акции, которые полностью принадлежат государству, 25% - привилегированные. Около 20% привилегированных акций находятся в номинальном держании в Росбанке. Банк не говорит, в чьих интересах он держит эти бумаги, однако его представители не скрывают, что часть акций принадлежит группе "Интеррос". Кроме того, владельцем крупного пакета "префов" "Транснефти" является компания "Нафта-Москва". По оценкам источника, близкого к компании, ей принадлежит около 15% привилегированных акций "Транснефти". Миноритарные акционеры "Транснефти" отстояли свое право на дивиденды в тяжелых боях с госчиновниками. Еще в 1999 г. из устава компании была исключена норма, по которой владельцам "префов" причиталось 10% от неконсолидированной чистой прибыли. Вместо этого было решено выплачивать 50% от номинала, т. е. 0,5 руб. на акцию. Миноритарии не согласились с этим и подали в суд. Череда процессов завершилась их полной победой. В начале 2001 г. поправки, внесенные в устав, были признаны незаконными. "Транснефть" не торопилась выполнять судебные предписания, но частным акционерам удалось отстоять свои права. В том же 2001 г. на их сторону неожиданно встал премьерминистр Михаил Касьянов, предписавший транспортной монополии заплатить владельцам префов 10% от чистой прибыли. С тех пор "Транснефть" ежегодно направляет на выплату дивидендов по привилегированным акциям более 1 млрд руб. , а чтобы не обидеть чиновников, ей приходится выплачивать примерно такую же сумму и на госпакет. Так, по итогам 2002 г. компания намерена перечислить дивиденды на общую сумму 2,644 млрд руб. , из которых 1,344 млрд руб. составят выплаты по привилегированным акциям. Однако уже в следующем году ситуация может измениться. Как говорится в отчете компании "Атон", неконсолидированная чистая прибыль "Транснефти" (по российским стандартам) за I квартал 2003 г. сократилась на 23% до $91 млн, несмотря на рост выручки на 25%. При этом затраты компании увеличились на 67% , превысив $600 млн, а ее чистая рентабельность упала на 14%. "Мы не исключаем перераспределения затрат между мате-ринской и дочерними компаниями в целях минимизации дивидендов, - пишут специали-сты "Атона". - Мы можем снизить наши рекомендации по акциям "Транснефти", если подтвердится, что она манипулирует прибылью". Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев подтвердил "Ведомостям" цифры, опубликованные в аналитическом отчете "Атона". "У нас действительно снизилась прибыль, ведь мы стали давать больше денег нашим дочерним предприятиям. Нужно поддерживать системы трубопроводов в хорошем состоянии, затраты на это растут", - пояснил он. Григорьев затруднился оценить, какую прибыль "Транснефть" получит по итогам 2003 г. , хотя полагает, что она упадет. Падение прибыли головной компании приведет к автоматическому снижению диви-дендов "Транснефти" по привилегированным акциям. По оценкам "Атона", выплаты по "префам" по итогам 2003 г. сократятся примерно на 15%. Однако правительственный чи-новник полагает, что падение будет более серьезным. "Финансовый план компании на этот год изначально предусматривал падение прибыли в 2 - 2,5 раза. Соответственно, из-менятся и выплаты частным акционерам", - утверждает он. Что касается будущих диви-дендов на госпакет, то их, по словам собеседника "Ведомостей", предполагается сохра-нить на уровне 2002 г. Сергей Григорьев никак не комментирует эту информацию. А миноритарии по-разному реагируют на перспективу снижения дивидендов. "Мне это очень не нравится. Миноритарии должны получать доход от акций или за счет роста капитализации, или в виде выплат, - говорит владелец небольшого пакета "префов" "Транснефти". - Компания уже отказалась от выпуска ADR, а теперь и дивиденды может сократить". А вот предста-витель "Нафта-Москвы" говорит, что у его компании финансовые результаты "Транснеф-ти" пока беспокойства не вызывают. "Я думаю, более детально этот вопрос имеет смысл рассмотреть в конце финансового года", - сказал он "Ведомостям".
Комментарии