Руководство компании оценивает свою розничную сеть в 100 млн. долларов.
В 2002 году оборот холдинговой компании "Фаэтон" вырос в долларовом выражении на 20% и превысил $100 млн. Объем продаж составил более 3 млрд. руб., из которых 2,03 млрд. приходятся на торговлю нефтепродуктами. По итогам, холдинг получит прибыль в объеме около $10 млн. За год холдинговая компания инвестировала только в топливный бизнес порядка 107 млн. рублей. Сегодня "Фаэтон", находящийся на топливном рынке Северо-западного региона с 1992 г., продолжает расширять свою розничную сеть. Но, кроме того, компания активно диверсифицирует свой бизнес. Об этом корреспонденту Au92 рассказал председатель правления холдинга Сергей Снопок.
- Сергей Иванович, на днях Вы озвучили Au92 новость о разрыве договора на продажу розничной сети АЗС "Фаэтона" "ЮКОСу" и о возврате полученного ранее кредита. Может ли это стать причиной наложения штрафных санкций?
- Договора на продажу сети никогда не существовало. Это была договоренность, но другого рода - на обычную поставку. Поэтому, мы считаем, что говорить о штрафных санкциях неуместно. Сегодня "ЮКОС" требует 5 млн. рублей неустойки. Мы будем оспаривать его требование в суде.
- Чем вызвано ваше решение о возврате кредита?
- Сделка не состоялась по взаимному нежеланию. Но передумали именно мы. На то было несколько причин. Прежде всего, нас не устраивала цена, которую "ЮКОС" предлагал за нашу розничную сеть. "ЮКОС" был готов заплатить около 30 млн. долларов. В то же время существует такой забавный пример, как продажа торговой марки "Дарья". Что такое марка Дарья - логотип, который мы видим в универсамах на упаковках с котлетами и пельменями. Так вот, она была продана за 20 млн. долларов. Можно ли сравнить такие технические составляющие, как три цеха против сорока АЗС? Думаю, что нет. С другой стороны, наши объемы реализации почти совпадают.
В деловой практике оценивают стоимость марки той или иной фирмы, оперируя такими показателями, как выручка и доля компании на рынке. Исходя из этой методики, наша розничная сеть стоит около 100 млн. долларов. А между реальной сотней и предложенными 30 большая разница. Кроме того, в предложенную цену не включается стоимость вхождения на рынок (которую у нас не принято рассчитывать). Что стоит времени и, следовательно, денег. К тому же, при совершении таких сделок должна учитываться и стоимость созданной нами инфраструктуры, системы управления. "ЮКОС" - единственная из компаний, проявившая интерес к этим моментам. Однако этот интерес не был подкреплен какими-то конкретными действиями, кроме как просьбой предоставить им всю имеющуюся у нас информацию. Мы не захотели откладывать все наши дела ради того, чтобы красиво упаковать "Фаэтон".
- Известны ли ЮКОСу причины, по которым Вы отказались от продажи сети, в частности, тот факт, что Вас не устраивала предложенная им цена? И будет ли розничная сеть "Фаэтона" вновь выставляться на продажу?
- Нет, мы не сообщали им об этом. Так сложилось, что первоначально мы стали обсуждать именно эту цену. И поднять ее за один раунд переговоров было бы некорректно. Когда мы прекратим нашу продажу, а потом через некоторое время возобновим ее, цена, за которую мы согласимся продать сеть, будет несколько другой. Что касается сроков, в которые мы можем возобновить продажу, то они определяются доходностью рынка. Когда цена на нефть упадет, проведут мурманский трубопровод, расширят Приморский порт или уменьшится добыча нефти, что, в принципе, маловероятно, или произойдет еще какое-нибудь глобальное для топливного рынка изменение, мы вновь задумаемся о продаже сети.
- Останутся ли Ваши отношения с "ЮКОСом" партнерскими, и не повлияет ли Ваш очередной отказ от продажи сети на стоимость марки "Фаэтона"?
- Наши отношения с "ЮКОСом" никогда не были партнерскими. С главным офисом компании мы общались через их петербургское представительство "ЮКОС-М". И наше общение, на мой взгляд, не было конструктивным. Судя по всему, эти переговоры были не в интересах нашего посредника: если бы "ЮКОС" всерьез задался целью приобрести нашу розничную сеть, то управление ею было бы передано нам. Мы стали бы официальным представителем "ЮКОСа" на Северо-западе.
Что касается сегодняшней стоимости нашей марки, то, думаю, она осталась прежней. По крайней мере, для простых потребителей, которые покупают у нас топливо.
- Топливный рынок Северо-западного региона Вам по-прежнему интересен?
- Да, интересен. Особенно сейчас, когда внутренний рынок страны стал более привлекательным в части экономической составляющей. И думаю, будет интересен до тех пор, пока не решатся экспортные проблемы, пока на рынке будет лишняя внутренняя нефть. И это еще одна причина, по которой мы не хотим продавать свою розничную сеть.
- Планируете ли вы в связи с этим расширять свою розничную сеть?
- Да, мы планируем увеличить ее на 11 АЗС до конца текущего года.
- Получить участок на Инвестиционно-тендерной комиссии для "Фаэтона" - проблема?
- Мы проходим ИТК на тех же условиях, что и остальные застройщики. Разница лишь в том, что наша компания имеет едва ли не самый большой опыт работы в этой сфере на топливном рынке. Решение ИТК по семи участкам мы уже получили, что является лучшим показателем среди других участников нашего рынка. Слишком большой срок уходит на согласование со всеми комиссиями. Так, работа по этим участкам началась полтора года назад. А за это время многое изменилось. К примеру, меняется интенсивность движения автотранспорта и строительство АЗС в том или ином районе становится нецелесообразным. Жизнь идет быстрее, чем процедура ИТК.
- Теперь "Фаэтон" получает земельные участки и под жилищное строительство?
- Да, диверсифицируя свой бизнес, мы более плотно занялись строительством. В том числе и жилищным: самый крупный из наших проектов - строительство жилого 22 этажного дома в Сестрорецке - сегодня находится на начальной стадии. Пока наши строители лишь обнесли территорию забором. Дело в том, что сегодня, получив разрешение на проведение изыскательских работ, мы, благодаря стараниям местного депутата, не можем получить разрешения на строительство, которое должен принять Комитет по архитектуре и градостроительству.
- А как "Фаэтон" - инвестор может прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг Инвестиционно-тендерной комиссии?
- Разбирательства вокруг членства в ИТК, конечно, не идут на пользу инвесторов. На решение организационных вопросов тратится масса времени. А позже, когда с участие депутатов ЗАКСа в работе ИТК определится окончательно, возникнут другие вопросы - у депутатов к инвесторам. Лично я ставлю техническую грамотность этих людей под сомнение, и считаю, что, если они хотят внести изменения в существующий Закон "Об инвестировании в строительство", то должны выступать с законодательной инициативой на заседаниях ЗАКСа, а не ИТК.
- Каковы Ваши последние строительные достижения и планы на будущее?
- В прошлом году мы построили четыре и реконструировали два автозаправочных комплекса для себя, возвели один комплекс для "Киришиавтосервис". Также "Фаэтоном" был построен торговый центр "М-видео" на Московском проспекте (на его месте стоял недостроенный музей Олимпийской славы). В этом году мы будем строить автозаправочные станции для "Лукойла" и, возможно, для "ЮКОСа".
- Во сколько может обойтись построенная Вами АЗС для того же "ЮКОСа"?
- От 800 тыс. у.е. При этом, напомню, круглые суммы со строительства АЗС перечисляются на развитие городской инфраструктуры. За прошедший год в бюджет Санкт-Петербурга нами было перечислено порядка 500 тысяч долларов.
- Какую долю строительного рынка Вы хотели бы занимать?
- Крупные доли на строительном рынке принадлежат тем компаниям, которые активно занимаются промышленным и жилищным строительством. Мы же, в основном специализируемся на строительстве коммерческих объектов. Хватать звезды с неба нам не приходится: мы рассчитываем приблизительно на два процента строительного рынка.
- Сельскохозяйственный рынок также представляет для Вас интерес? Если да, то каких успехов "Фаэтон" добился в сельском хозяйстве? На сколько прибыльно предприятие "Лето", 40 процентами акций, которого Вы владеете? И какую долю сельскохозяйственного рынка Вы планируете завоевать?
- В конце апреля мы приобрели три совхоза принадлежавших корпорации "Роска" и уже занялись молочным животноводством и овощеводством.
Что касается "Лета", то прошлый год стал для компании убыточным. Привычной прибыли в 40-60 млн. рублей заменил убыток в 30 млн. рублей, который нашел отражение в годовом балансе компании. Связано это с действиями администрации "Лета" по скупке акций предприятия в качестве альтернативы нашему приобретению упомянутых 40 процентов акций. Так, в прошлом году на приобретение акций сотрудников компании была отвлечена крупная сумма. В этом году менеджеры фирмы пообещали нам увеличить доходность этого предприятия.
Что касается доли на сельскохозяйственном рынке, то нас бы устроили гибкие 15 процентов.
- Диверсифицируя свой бизнес, сколько вариантов деловой деятельности Вы рассматривали? И какие сферы деятельности являются для "Фаэтона" приоритетными?
- Достаточно глубоко наши менеджеры изучали от 30 до 50 новых для нас сфер.
Что касается приоритетов, то сегодня на первой позиции у нас стоит торговля нефтепродуктами. На втором месте - развитие в сфере недвижимости, затем транспортный бизнес. Четвертую позицию занимает сельское хозяйство вместе с торфяной промышленностью.
Комментарии