Конфереция

Новый поворот трубы. В правительстве снова выбирают между Китаем и Японией

Споры о том, куда потечет российская нефть - в Китай или Японию, - продолжатся еще две недели. Еще в конце апреля казалось, что правительство вынесло свое решение - Михаил Касьянов публично высказался в пользу китайского маршрута. Однако вчера глава "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что это не так. Нефть ждут в Пекине и Токио Об экспорте нефти на Восток впервые заговорили менеджеры ЮКОСа. В 1999 году компания Михаила Ходорковского предложила построить нефтепровод в Китай по маршруту Ангарск - Дацин, а спустя два года Москва и Пекин подписали соглашение о разработке ТЭО проекта строительства трубопровода, связывающего две страны. Инвестиции в его строительство оцениваются в 2,5--2,8 млрд. долларов. Альтернативный маршрут на Восток был предложен и разработан "Транснефтью" и поддержан "Роснефтью". Трубопровод Ангарск - Находка ориентирован прежде всего на Японию, но за счет выхода к морю нефтяники получат доступ и к другим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона. С экономической точки зрения этот проект выглядит едва ли не убыточным. На его строительство потребуется 5,2 млрд. долларов, а также 50 млн. тонн нефти в год. Только в этом случае капиталовложения могут окупиться. Однако, по мнению экспертов, до 2010 года экспорт России на восточном направлении не превысит 30 млн. тонн. Интересно, что премьер-министр Михаил Касьянов не так давно фактически презентовал главе государства "китайский вариант трубы". Речь шла о том, что сначала имеет смысл строить "китайскую" ветку на Дацин, а уже затем достраивать ее до Находки. Однако вчера президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что, оказывается, окончательное решение по маршруту "восточной трубы" будет принято лишь в ближайшие две недели. Причем, по его мнению, приоритет следовало бы отдать маршруту на Находку. Заработать на государстве В ЮКОСе вчера не стали комментировать заявления Вайнштока. Однако ранее глава компании Михаил Ходорковский намекал на то, что, если государство решит строить трубу на Находку, ЮКОС не даст на нее ни капли нефти, не говоря уже о деньгах. А вот президент Тюменской нефтяной компании Семен Кукес готов согласиться с главой "Транснефти". "Не важно, кто будет собственником трубы. Главное, чтобы появились новые экспортные мощности", - заявил он вчера. Глава ТНК утверждает: увеличение экспорта нефти на 1% влечет за собой рост рыночной стоимости компании с добычей 35 млн. тонн в год "на полмиллиарда долларов". Кукес уточнил, что строительство двух новых нефтепроводов, Ангарск - Дацин и Западная Сибирь - Мурманск, увеличит стоимость всех российских нефтяных компаний на 30 млрд. долларов. 3 миллиарда долларов за две недели Пока неясно, где именно "Транснефть" найдет деньги для новых трубопроводов. В "Транснефти" признаются, что после того как компания возьмет миллиардный кредит на расширение БТС, ее заимствования составят 30% от прошлогодней выручки (3 млрд. долларов). Труба, по словам премьер-министра, должна быть государственной, а значит, основные затраты придутся именно на госмонополию "Транснефть". Впрочем, аналитики уверены, что "Транснефть" в состоянии найти эти деньги. Способов для этого несколько. По словам консультанта Boston Consulting Group Сергея Степанова, наиболее выгодным для трубопроводной монополии является привлечение нескольких кредитов от российских или западных структур. "Специального обеспечения для этого "Транснефти" не понадобится, - отметил аналитик. - Компания ежегодно получает около 700--800 млн. долларов чистой прибыли. Вряд ли кто-то из кредиторов усомнится в ее платежеспособности". Его коллега из "Проспекта" Дмитрий Царегородцев говорит о другом варианте. По его словам, речь может идти о проектном финансировании, когда кредит выдается под будущий проект. Третьим вариантом может стать создание акционерного общества, в собственности которого будут находиться восточносибирские нефтепроводы. Главным акционером будет государство в лице той же "Транснефти", а частные инвесторы в обмен на свои вложения получат пакет привилегированных акций.
Комментарии