Конфереция

ТНК развернула украинскую трубу. В сторону Одессы

КИЕВ - Сегодня украинские госчиновники в Брюсселе представят Евросоюзу проект по транспортировке каспийской нефти в Европу Одесса - Броды. Между тем судьба этого проекта, похоже, уже решилась в пользу российской компании ТНК, взявшей на себя обязательства поставлять до 9 млн т нефти в обратном направлении - из Брод в Одессу и далее на экспорт через Черное море. Нефтепровод Одесса - Броды протяженностью 674 км и нефтетерминал "Южный" в 40 км от Одессы Украина построила в 2001 г., но в эксплуатацию он был запущен лишь в мае 2002 г. Пропускная способность системы - 9 - 14,5 млн т нефти в год. Проект был задуман как транспортный коридор для поставок нефти Каспия в страны Восточной и Южной Европы (для этого трубу предлагалось продлить до польского Плоцка). Однако до сих пор Украина не нашла потенциальных клиентов для этого маршрута. Ввиду этого российские нефтяные компании - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", а впоследствии ТНК - предлагали использовать этот маршрут в реверсном (обратном) направлении, чтобы качать из Брод в Одессу российскую нефть для дальнейшей перевозки танкерами на экспорт. Украина неоднократно отклоняла предложения о повороте трубы в сторону Одессы. Правда, в конце января 2003 г. власти республики одобрили частичный реверс. С тех пор часть магистрали Одесса - Броды все-таки используется для транзита российской нефти. Первым клиентом, начавшим работать по этой схеме, в феврале стала ТНК. Как выяснилось на днях, по прошествии еще трех месяцев ТНК подписала с украинскими властями документ, позволяющий провести полный реверс трубы Одесса - Броды и на долгие годы полностью загрузить ее российской нефтью. Как стало известно "Ведомостям", в конце апреля исполнительный директор ТНК Герман Хан, президент "Транснефти" Семен Вайншток, глава "Нефтегаза Украины" Юрий Бойко и первый зампред правления "Укртранснафты" Станислав Василенко подписали протокол о намерениях, предусматривающий крупные поставки нефти ТНК из Брод в Одессу. Судя по протоколу, ТНК обязуется поставлять по этому маршруту не менее 9 млн т нефти в год в течение как минимум 21 года, а "Транснефть" согласна технически обеспечить эти поставки. В ТНК "Ведомостям" подтвердили, что такой протокол действительно подписан и сейчас нефтяники "детально изучают экономические аспекты" этого проекта. Впрочем, похоже, предварительный подсчет ТНК уже провела. Судя по письму, которое еще в январе Герман Хан отправил президенту Украины Леониду Кучме (его копией располагают "Ведомости"), ТНК предлагает в 2003 г. "обеспечить инвестирование в проект в размере $92 млн", чтобы заполнить украинскую трубу своей нефтью, а сам нефтепровод и порт Южный под Одессой рассчитывает взять в аренду. Апрельский протокол, обнародованный на Украине лишь в минувшие выходные, уже вызвал скандал в высших властных кругах этой страны. Дело в том, что как раз сегодня начинается визит в Брюссель вице-премьера Украины Виталия Гайдука, курирующего ТЭК, а также представителей Минтопэнерго Украины и "Укртранснафты". Гости собирались презентовать членам Евросоюза проект Одесса - Броды и подписать с европейскими чиновниками декларацию по проекту упомянутого нефтетранспортного коридора Каспий - Европа. Теперь же получается, что сторонникам этого проекта похвастать нечем. Глава "Укртранснафты" Александр Тодийчук через свою пресс-службу уже заявил, что его зам Василенко не имел права подписывать четырехсторонний протокол, а потому этот документ не имеет силы. Впрочем, источник "Ведомостей" в кабмине Украины говорит об обратном. По его словам, Василенко имеет право подписи, а потому апрельский протокол легитимен. Идею реверса на словах еще в апреле одобрил, хотя и с оговорками, Леонид Кучма. Часть членов украинского правительства пока не хочет расстаться с идеей каспийско-европейского нефтяного коридора. Впрочем, детальный анализ транспортных затрат по доставке каспийской нефти с месторождения Тенгиз, проведенный "Укртранснафтой", показал, что при использовании нефтепровода Южный - Гданьск (через Одессу - Броды) тариф на доставку нефти будет примерно на $25,44 за тонну выше, чем при доставке ее через Новороссийск. Это одна из весомых причин, по которым компании, добывающие нефть на Каспии, давно забраковали украинский маршрут. Как рассказал "Ведомостям" источник в администрации Леонида Кучмы, "Украина настроена на то, чтобы в ближайшее время протокол о намерениях оформить договором о поставках, поскольку поступления в бюджет страны от работы проекта благодаря загрузке нефтью "ТНК-BP" вырастут на $12,6 млн, а суммарный вклад в экономику Украины может превысить $98 млн". Агентство "Интерфакс" со ссылкой на источник в правительстве Украины вчера сообщило, что окончательное решение на сей счет будет принято до 1 июля.
Комментарии