Конфереция

Цена упала ненадолго. Экспорт топлива по-прежнему мешает внутреннему рынку

Весна на российском топливном рынке прошла на удивление спокойно. В связи с началом полевых работ многие ожидали резкого повышения цен на топливо, но этого не произошло. Наоборот, цены несколько снизились. Нефтяные компании не преминули в очередной раз рассказать о том, что они снизили цены в силу своей извечной заботы об интересах государства. Ведь посевная в России это всегда серьезно. На самом деле причины снижения цен куда более банальны и носят вполне объективный характер. Для того чтобы понять причины весеннего снижения цен, нужно оглянуться немного назад. Напомним, что в конце зимы этого года оптовые и розничные цены на топливо в России серьезно возросли. Операторы рынка объясняли это тем, что с 1 января была увеличена ставка акциза на нефтепродукты. Одновременно с этим с 1 января вступил в силу новый закон, согласно которому правительство лишилось права произвольно устанавливать ставку пошлины на экспорт нефтепродуктов. Теперь она не может превышать 90% от ставки пошлины на экспорт сырой нефти. Поэтому уже с 1 февраля пошлина была снижена с $26,8 до $23,3 за тонну нефтепродуктов. Если учесть, что цена нефти зимой достигла рекордного уровня в $33 за баррель, то экспорт нефтепродуктов стал супер-рентабельным. Поэтому топлива на внутреннем рынке стало не хватать и цена его быстро пошла вверх. Цена вниз - пошлина вверх Однако с наступлением весны цена нефти снизилась, а пошлины на экспорт нефтепродуктов с 1 апреля были увеличены с $23,3 до $36,3 за тонну. При этом добыча нефти в стране продолжала расти. В результате трубопроводная система "Транснефти" оказалась переполненной. Поэтому транспортная компания стала вводить ограничения на приемку нефти у компаний. Именно эти факторы привели к увеличению предложения топлива на внутреннем рынке. Ведь если нефтяники не могут вывезти нефть за границу, им не остается ничего другого как перерабатывать ее на своих НПЗ. По свидетельству розничных операторов, нефтебазы, принадлежащие нефтяным компаниям, сейчас наполнены топливом "под завязку". Нет ничего удивительного в том, что весной оптовые цены на дизельное топливо и мазут (именно эти нефтепродукты традиционно экспортируются из России) быстро пошли вниз. Цена же бензина снизилась не так значительно. Но так или иначе снижение оптовых цен привело к некоторому снижению розничных цен. В частности, во Владимирской области бензин марки Аи-92 подешевел на 30 коп. При этом на самых крупных рынках в Москве и Санкт-Петербурге изменения розничных цен практически не наблюдалось. Поскольку серьезного снижения оптовых цен на светлые нефтепродукты так и не произошло, рынок замер в ожидании дальнейших действий нефтяников. Долго ждать не пришлось. Цены приостановили свое падение в конце апреля. А в мае нефтяные компании решили не снижать отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах, а привлекать клиентуру мелкооптовыми продажами топлива со своих переполненных нефтебаз. Традиционно цена топлива на НПЗ была на 500-700 руб. за тонну ниже, чем на нефтебазе. В этом нет ничего удивительного, ведь бензин до нефтебазы нужно было еще довезти по железной дороге. Теперь же цены сравнялись. Это ударило в первую очередь по крупным операторам рынка, которые владеют нефтебазами и торгуют топливом оптом. Их цены оказались выше "нефтяных". В середине мая нефтяники стали придерживать "экспортные" сорта топлива (дизель и бензин Аи-80). В этом также нет ничего удивительного. Правительство распространило информацию, что с 1 июня экспортная пошлина на нефтепродукты будет снижена с $36,3 до $24,1 за тонну. Это неминуемо приведет к росту экспорта. И если мировые цены на нефть останутся высокими, то о снижении стоимости топлива в России пока придется забыть. Вместо цен падает качество Если говорить о качестве продаваемых на внутреннем рынке нефтепродуктов, то здесь наблюдается печальная тенденция. Некондиционного топлива на АЗС становится все больше. Дело в том, что прямогонный бензин (получается при первичной перегонке нефти и имеет октановое число не больше 60) не облагается акцизом. Да и стоит он гораздо дешевле, чем нормальный бензин. Поэтому многие владельцы АЗС покупают "прямогонку" на НПЗ и, добавив присадки, делают "высокооктановое" топливо. Расплачиваться за это приходится владельцам автомобилей, которые заливают в бензобак это "чудо-топливо". "В Тюмени действует около 100 АЗС, из которых не менее 15 торгуют некондиционным топливом. Хотя еще полгода назад таких заправок было всего 3-4. Цены у "бодяжников" на 1-2 руб. за литр ниже, чем у операторов, реализующих качественный продукт. Основными клиентами таких заправок являются малообеспеченные слои населения и водители казенных машин, которых мало беспокоит судьба двигателя. При этом профессиональные водители приезжают на дорогие заправки за кассовыми чеками на топливо, которые затем предъявляют по месту работы, а разница в цене бензина идет им "на карман", - сказал "Фокусу" руководитель Тюменского топливного союза Олег Симонов". По свидетельствам топливных операторов Владимирской области "бодягой" торгуют не менее 40% местных АЗС. В Москве и области число любителей "похимичить" также неуклонно растет. Нефтяники в борьбе с малышами С каждым годом нефтяные компании все более усиливают контроль над розничным рынком топлива. Раньше этот сегмент рынка их не очень интересовал. Ведь продавать нефть на экспорт значительно выгоднее, чем "возиться" с реализацией бензина внутри страны. Поэтому в России появилось множество фирм, владеющих небольшими сетями заправок. Последние несколько лет нефтяники начали усиливать давление на них. Теперь крупные концерны отстроили нефтяной бизнес и решили обратить внимание и на внутренний рынок, на котором тоже можно заработать. Это уже привело к тому, что многие АЗС сменили владельцев. Теперь ими управляют нефтяные компании. На московском рынке работают около 700 АЗС. Этот рынок традиционно считался самым конкурентным в стране. Однако и здесь ситуация постепенно меняется. Если раньше основную роль на столичном рынке играли независимые владельцы АЗС, то теперь они все чаще продают свой бизнес нефтяным компаниям. Долгое время подспорьем для "независимых" был тот факт, что Московский нефтеперерабатывающий завод контролировали городские власти. Это нетипичная для России ситуация. Хотя и это предприятие нефтяники стремятся взять под свой контроль. Владелец 38% акций МНПЗ "Сибнефть" добилась введения своих представителей в состав правления завода. Поскольку представители "Сибнефти" управляют и находящимся неподалеку от Москвы Ярославским НПЗ, то это позволяет говорить о серьезном усилении позиций компании на столичном рынке. Если в 2001 г. у "Сибнефти" вообще не было своих АЗС в Москве, то теперь их уже 23. Кроме того, компания Романа Абрамовича управляет и сетью заправок "Славнефти". Быстро развивает свою столичную сеть заправок и "ЮКОС". В середине прошлого года компании Михаила Ходорковского принадлежало всего девять АЗС в Москве. Однако затем "ЮКОС" приобрел сети АЗС "Гермес" и "Кедр". В результате этой нефтяной компании принадлежит 53 столичные заправки. Если учесть, что "ЮКОС" и "Сибнефть" планируют объединиться, то с учетом АЗС, работающих по договорам франчайзинга, у них будет около 200 бензоколонок в Москве - самая крупная сеть заправок в столице. Но произойдет это только в случае, если все АЗС "Славнефти" отойдут "Сибнефти", а не будут разделены с Тюменской нефтяной компанией. Пока стороны говорят о том, что "Славнефть" принадлежит им на паритетных началах. ТНК также занята активной скупкой АЗС в столице. Если в середине прошлого года у "танкистов" было всего 10 собственных заправок, то теперь их число увеличилось до 32. Напомним, что Тюменская нефтяная компания, в свою очередь, объединяется с BP, у которой тоже есть заправки в Москве. Объединенная компания будет контролировать более 100 АЗС в столице. Таким образом, происходит постепенная концентрация розничного нефтепродуктовго бизнеса в столице. Если раньше независимые заправщики могли играть на противоречиях различных нефтяных компаний, то теперь это становится делать все сложнее. Ведь нефтяникам, похоже, понравилось объединяться. На топливном рынке не обходится без политики Ослабление позиций независимых владельцев произошло отчасти и из-за того, что заместитель мэра Москвы Борис Никольский в начале 2002 г. лишился своей должности и стал членом Совета Федераций. Ведь именно Никольский защищал интересы заправщиков в их борьбе против нефтяных компаний. После этого и президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Сергей Борисов перестал лоббировать интересы владельцев АЗС. Он продал свои заправки "ЮКОСу" и ушел в политику. Теперь он возглавляет объединение предпринпредпринимателей малого и среднего бизнеса "ОПОРА". Очевидно, что и в дальнейшем позиции нефтяных компаний на московском рынке будут усиливаться. Хотя и не всех. В прошлом году на столичный рынок попыталась выйти государственная компания "Роснефть". Для этой цели компания заключила договор о спонсорстве с хоккейным клубом "Динамо", который неформально курирует вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. Благодаря этой схеме "Роснефть" рассчитывала получить 20 мест под строительство АЗС. Однако до сих пор места так и не выделены, и, похоже, выделены не будут. Ведь получить место под строительство АЗС в Москве практически невозможно. Это под силу только руководителю муниципальной Центральной топливной компании Шалве Чигиринскому. Недавно, например, ему удалось пробить еще 30 мест под строительство новых АЗС. Владельцы московских заправок активно борются за расширение своей географии. Ведь появление новых бензоколонок неминуемо приведет к снижению нормы прибыли уже существующих. Ранее участники рынка опасались, что Шалва Чигиринский передаст новые места компании "Петрол Комплекс" (владелец сети АЗС - BP), в которой ему принадлежит блокирующий пакет акций. В этом случае владельцам соседних АЗС пришлось бы "сливать бензин". Ведь большая часть их клиентов ушла бы к "раскрученной" BP. Однако после того как BP решила сливаться с ТНК, это вряд ли произойдет. Теперь, по всей видимости, самого Шалву Чигиринского попросят выйти из числа акционеров "Петрол Комплекса". Хитрость побеждает масштаб Хотя нефтяникам далеко не всегда удается переигрывать владельцев небольших сетей АЗС. Например, в конце прошлого года небольшая московская фирма "НБА сервис" смогла использовать в своих интересах "Сибнефть". У "НБА сервис" было разрешение на строительство АЗС на московской кольцевой автодороге. Однако денег на это у компании не было. Поэтому она договорилась с "Сибнефтью" о сотрудничестве. По словам источника "Фокуса", близкого к процессу переговоров, договор заключался в следующем - если компания Романа Абрамовича поможет построить АЗС, то "НБА сервис" будет работать с "Сибнефтью" на основе договора франчайзинга. В скором времени заправка была построена и окрашена в фирменные цвета "Сибнефти". Однако весной 2002 г. "НБА сервис" расторгла договор франчайзинга и теперь работает под собственной вывеской. Руководитель пресс-службы "Сибнефти" Алексей Фирсов, к которому обратился "Фокус", отказался комментировать эту ситуацию. Хотя, можно предположить, что нефтяники постараются "наказать" зарвавшегося заправщика. На рынке Санкт-Петербурга больших изменений пока не произошло. Однако они не за горами. В последнее время здесь усилился "ЛУКОЙЛ", купивший более 10 АЗС у местных операторов. Теперь под флагом компании Вагита Алекперова в Санкт-Петербурге работает 27 заправок. Одновременно с этим дружественный "ЛУКОЙЛу" банк "НИКойл" стал активно кредитовать самую крупную сеть АЗС в Санкт-Петербурге - Петербургскую топливную компанию (управляет более 100 АЗС). Эта структура в свое время была создана при активном участии вице-мэра северной столицы Владимира Путина. После поражения Анатолия Собчака на выборах градоначальника, ПТК быстро нашла общий язык с новым губернатором Владимиром Яковлевым. Однако сейчас, когда дела у Яковлева идут не очень хорошо, ПТК начала искать себе нового покровителя. Похоже, что на эту роль претендует "ЛУКОЙЛ". В скором времени в регионе может активизироваться и альянс "ЮКОС-Сибнефть". "ЮКОС" недавно открыл две заправки в Ленинградской области и планирует построить одну АЗС в Санкт-Петербурге. "Сибнефть" формально не имеет в этом регионе ни одной бензоколонки, но управляет сетью АЗС, работающих под вывеской "Славнефти". При этом, по словам оптовых операторов, "Сибнефть" держит очень высокие оптовые цены на Ярославском НПЗ (входит в состав "Славнефти"). Одновременно с этим операторам, везущим бензин в Санкт-Петербург с Омского НПЗ, "Сибнефть" делает серьезные скидки. Это говорит о том, что компания Романа Абрамовича приучает потребителей к своему топливу и готовится к атаке на петербургский рынок. Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин говорит об этом так: "После объединения "ЮКОС" и "Сибнефть", скорее всего, начнут активную экспансию на наш рынок. Этому будет способствовать удачное для поставок на Северо-Запад расположение Ярославского НПЗ". Объединение "ЮКОСа" и "Сибнефти" нанесет серьезный удар по конкуренции на топливном рынке Восточной Сибири. Ведь этот регион снабжается нефтепродуктами с Омского ("Сибнефть"), Ачинского ("ЮКОС") и Ангарского ("ЮКОС") нефтеперерабатывающих предприятий. Теперь никакой конкуренции здесь не будет и в помине. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Восточной Сибири розничные цены на бензин очень высокие. Необходимо отметить, что "ЮКОС" и "Сибнефть" давно накопили опыт совместной работы в этом регионе. Ведь им уже несколько лет на паритетных началах принадлежало сбытовое предприятие "Новосибирскнефтепродукт". А в начале 2003 г. "ЮКОС" и "Сибнефть" совместно приобрели у региональных властей контрольный пакет акций сбытового предприятия "Красноярскнефтепродукт". А наличие региональной монополии всегда плохо отражается на розничных ценах. Например, в Нижегородской области, где господствует "ЛУКОЙЛ", цена топлива на 0,5-1 руб. за литр выше, чем в соседней Владимирской. Нижегородские власти пытаются найти способ заставить нефтяников снизить цену, но пока им это не удается. Таким образом, ожидать снижения цен на топливо вряд ли стоит. В этом вопросе трудно не согласиться с мнением президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина: "Главное, что влияет на внутренние цены - это экспорт топлива. Внутренний рынок дает гарантированные объемы сбыта для нефтяников. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы стоимость горючего на внутреннем рынке была максимально высокой. Лучший вариант для них - сравнять экспортную и внутреннюю цены. И, если российский потребитель сможет платить за литр бензина $1, то цены будут безусловно приведены к этому уровню".
Комментарии