Временная схема транспортировки нефти компанией " ЮКОС" через Мурманский
порт трансформирована в постоянную - в Кольском заливе сдан в эксплуатацию
первый рейдовый комплекс перегрузки (РПК).
Первая попытка опробовать северный путь экспорта нефти была предпринята
"ЮКОСом" в октябре 2002 года. Сырье подвозилось по железной дороге в
беломорский порт Витино, затем из прибрежных терминалов перегружалось в танкеры
дедвейтом 20-60 тыс. тонн и транспортировалось в Баренцево море. В
глубоководном незамерзающем порту Мурманск нефть перегружалась в большегрузные
танкеры и отправлялась в порты Европы. Перегрузка на рейде в Кольском заливе
вызывала ряд вопросов у экологических организаций. Кроме того, из-за отсутствия
специализированного комплекса работы могли вестись лишь при безветренной
погоде, что позволяло перегрузить не более 300 тонн в месяц.
Строительство рейдового комплекса перегрузки пропускной мощностью 5,4
млн тонн нефти в год позволяет работать в круглосуточном и круглогодичном
режиме, и объемы перевозки углеводородного сырья должны возрасти в полтора
раза. Хотя пока комплексом пользуется прежде всего "ЮКОС", интерес к РПК
проявляют и другие компании.
Первый рейдовый комплекс в Кольском заливе был построен на средства ОАО
"Мурманское морское пароходство", чьи суда осуществляют транспортировку
"юкосовской" нефти. Следующим этапом, по мнению руководства Мурманского порта и
Мурманского морского пароходства, должно стать строительство
нефтеперегрузочного терминала. Однако сроки и условия реализации проекта
зависят от объема нефти, которая будет идти через Мурманск. В частности - от
позиции российского правительства по поводу строительства нефтепровода Западная
Сибирь - Мурманск, которое в ближайшие годы намерены осуществить крупнейшие
частные нефтяные компании.
Комментарии