Конфереция

BP лишит THK сервиса

Еще не завершив сделку по покупке 50% TNK International, англо-американская BP задумалась о том, как перестроить ее бизнес по западному образцу. Компания хочет продать сервисные предприятия TNK International, считая их непрофильным бизнесом, и уже начала переговоры с тремя крупнейшими игроками на этом рынке - Baker Hughes, Halliburton и Schlumberger. Компания "ТНК-BP", создание которой завершится в июне, объединит российские активы владельцев TNK International и BP общей стоимостью $18 млрд. В нее, в частности, войдут Тюменская нефтяная компании (ТНК), "ОНАКО", "СИДАНКО" и "Русиа Петролеум". BP и альянс "Альфа-групп" и Access/Renova получат по 50% в новом холдинге, ежедневный объем добычи которого составит 1,2 млн баррелей, а доказанные запасы нефти - 9,5 млрд баррелей. Компанию возглавит вице-президент BP Роберт Дадли. Хотя сделка еще не завершена и партнеры не согласовали корпоративную структуру "ТНК-BP", англо-американская компания уже начала задумываться, как улучшить бизнес нового холдинга. Одним из первых шагов может стать продажа сервисных предприятий ТНК, ведь во всем мире нефтяные компании считают этот бизнес непрофильным. Как сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на вице-президента международной группы Baker Hughes Энди Сесцила, BP предложила этой компании, а также двум ее конкурентам - Halliburton и Schlumberger - купить сервисный бизнес ТНК. Представители BP, Schlumberger и Halliburton эту информацию никак не комментируют, зато факт переговоров о продаже сервисных "дочек" журналистам вчера подтвердил управляющий директор ТНК Герман Хан. Хан не назвал предполагаемой суммы сделки, а аналитики затруднились ее оценить из-за недостатка информации о сервисных активах ТНК. Всего у ТНК около 40 сервисных "дочек". В 2001 г. ТНК потратила на сервисные услуги почти $1 млрд, а в 2002 г. собиралась сократить эти расходы вдвое. "Вывод из компании сервисных активов - путем продажи или передачи в управление специализированным компаниям - начался еще до прихода BP, - напоминает представитель ТНК. - Но в связи со сделкой по объединению этот процесс был на некоторое время заморожен. Теперь переговоры о продаже сервисного бизнеса возобновились уже с участием иностранного акционера". Впрочем, Герман Хан говорит, что не все 40 сервисных подразделений можно продать. "Прежде всего следует продавать сервисы повышенного технологического цикла с неотложенными условиями. Мы хотим, чтобы пришел стратегический инвестор, чтобы поднять эти направления на должный мировой уровень. В то же время есть монопольные сервисы - например, энергетические, теплоэнергетические - они должны оставаться в составе компании", - пояснил топ-менеджер ТНК. ТНК - не единственная нефтяная компания в России, собирающаяся продать свои сервисные активы. В начале 2002 г. о намерении продать свои буровые мощности объявил "ЛУКОЙЛ". Холдинг "ЛУКОЙЛ-Бурение" включает в себя три крупных территориальных подразделения: "Западная Сибирь", "Пермь" и "Нижняя Волга". На долю этого предприятия приходятся 21% разведочного и 17% эксплуатационного бурения в России. Стоимость его активов, по оценке KPMG, составляет $284 млн. Согласно отчету компании по US GAAP, выручка за 2001 г. составила $505 млн, чистая прибыль - $40 млн. Однако за целый год "ЛУКОЙЛу" так и не удалось продать свою сервисную "дочку". По словам источника в компании, сейчас на этот актив есть два претендента - альянсы "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ) и Schlumberger, а также "Петроальянса" (крупнейшая в России частная сервисная компания) и американской Nabors Industries Inc. Однако окончательное решение о том, с кем заключать сделку, "ЛУКОЙЛ" планирует принять только к осени.
Комментарии