Конфереция

Новая формула дальневосточного маршрута

Правительство уточняет стратегические намерения на восточном направлении нефтепроводного экспорта Михаил Касьянов подтвердил накануне майских каникул решимость правительства построить экспортный нефтепровод из Восточной Сибири на Дальний Восток в соответствии с озвученной ранее формулой: "Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин". Но при этом он подчеркнул, что ресурсов нефти в ближайшей перспективе может хватить только для китайского направления. Поэтому строительство ветки нефтепровода в Находку будет зависеть от решения вопроса о необходимых для его рентабельного функционирования 50 млн. тонн нефти в год. Формула фактически приобрела теперь такой вид: "Ангарск-Дацин-ответвление в Находку". Прошло ровно три месяца после того, как в спорах вокруг возможных маршрутов экспортного нефтепровода из Ангарска - в Китай либо к российскому Тихоокеанскому побережью - правительством был впервые предложен компромиссный план. Единая вначале трасса в определенном пункте должна разделиться на две ветки: одна на китайский город Дацин, другая в район российского города-порта Находка. Для реализации компромиссного варианта надо иметь в совокупности 80 млн. тонн нефти в год, и потому все здесь зависит от возможностей и темпов мобилизации нефтяных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Можно будет в течение 3-4 лет обеспечить 50 млн. тонн нефти в год - на первое место выйдет маршрут в Находку, только 30 млн. тонн - на Дацин. Заявление премьера сразу же заставляет вспомнить объявленное недавно начало поглощения компании "Сибнефть" компанией ЮКОС, инициатором и главным лоббистом китайского варианта нефтепровода. Очевиден рост не только экономической мощи нового образования, но и политического веса и амбиций президента НК ЮКОС Михаила Ходорковского. Ясно, что известие о появлении нового, более сильного, чем кто-либо еще в нашей стране, игрока на "нефтяном поле" сыграло свою роль в решении правительства в пользу Мурманской экспортной нефтепроводной системы. Тем более что оттесненная на второе место по экономическим показателям, но продолжающая претендовать на первенство в России НК "ЛУКОЙЛ" также является потенциальным участником обоих проектов: и Ангарск-Дацин, и Западная Сибирь-Мурманск. Михаил Ходорковский с самого начала подчеркивал, что возможности российского экспорта в восточном направлении пока ограничены 30 млн. тонн в год, которых достаточно для системы Ангарск-Дацин. По его мнению, доразведка и освоение нефтяных ресурсов восточных регионов страны должны занять не менее 25 лет. В то же время 50 млн. тонн нефти в год надо иметь уже к 2008 г., на который по проекту намечен ввод в строй нефтепровода Ангарск-Находка. Поэтому начинать строительство ветки к Тихоокеанскому побережью надо позже, так как масштабная разработка нефтяных запасов Восточной Сибири вряд ли начнется раньше 2015-2020 гг. И если китайский вариант не реализуется, нефть ЮКОСа из Юрубчено-Тахомской зоны Восточной Сибири будет направляться на Ачинский и Ангарский НПЗ компании вместо нефти с месторождений в Западной Сибири. А та, в свою очередь, пойдет на экспорт в западном направлении. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев называет последнее решение правительства "взвешенным" и "экономически оправданным". Тем не менее проблемы остаются. Компромиссный вариант с самого начала не давал ответа на вопросы, без ясности по которым трудно начинать реализацию проекта. Какому направлению все же отдается реальный приоритет: варианту Ангарск-Дацин-Находка либо Ангарск-Находка-Дацин? В каком пункте должны разойтись ветки нефтепровода? В варианте с приоритетом Находки, по мнению руководства компании "Транснефть", это должно быть Сковородино в Амурской области, в варианте с приоритетом Дацина, по мнению руководства компании ЮКОС, - Чита. Разница между этими двумя вариантами по протяженности трубопровода, стоимости проекта, по характеру влияния на перспективы развития экономики различных территорий российской Восточной Сибири и Дальнего Востока немалая. Если приоритет заранее отдается ветке Ангарск-Дацин, ЮКОС и другие компании - сторонники этого варианта могут частично обеспечить требуемые 30 млн. тонн нефти в год со своих месторождений в Западной Сибири, и, значит, можно не очень спешить с освоением нефтяных запасов российских восточных регионов. Если же с самого начала акцентируется приоритетность ветки к Тихоокеанскому побережью, программа освоения топливно-энергетических ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока приобретает значительно большую актуальность. Ясность в этом вопросе тем более важна, что речь идет о чрезвычайно масштабной задаче. При выраженном стремлении к превращению Восточного региона страны в энергоизбыточный можно говорить о трех альтернативных сценариях. В одном из них делается упор на освоение углеводородных месторождений Восточной Сибири и Сахалина. Второй вариант предусматривает приоритет освоения крупных запасов угля Восточной Сибири, что, помимо прочего, позволит ориентировать разработку нефти и газа на экспорт. Третий вариант придает важное значение ускоренному развитию атомной и гидроэнергетики, также с высвобождением нефти и газа для экспорта. Не растерял всех своих сторонников и проект Ангарск-Находка. За него продолжает активно выступать НК "Роснефть", считая, что он в наибольшей степени отвечает государственным интересам России. Другим весьма заинтересованным и энергичным лоббистом проекта нефтепровода к Тихому океану остается Япония, пытающаяся наверстать упущенное за долгие десятилетия своего безразличия к энергетическим ресурсам Востока России. Еще в конце апреля министр экономики, торговли и промышленности Японии Такео Хиранума обсуждал этот вопрос в Париже на конференции Международного энергетического агентства с российским министром энергетики Игорем Юсуфовым. То, что в схеме развития экспорта российской нефти на восток приоритет сегодня формально отдан китайскому направлению, вряд ли может оказаться непреодолимым препятствием для сотрудничества с Японией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона в освоении нефтяных богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока. Японские компании и сейчас уже участвуют в сахалинских проектах. Приход же крупных японских капиталовложений и в другие регионы восточной части страны сможет изменить если не установленную сейчас очередность строительства ветвей нефтепровода из Восточной Сибири, то сроки реализации проекта трубы к Тихому океану.
Комментарии