Конфереция

Стратегия выжимания

ТЭК останется дойной коровой российской экономики еще на полтора десятилетия Сегодня кабинет министров обсудит проект Энергетической стратегии России до 2020 года. 100-страничный документ, над которым правительство работало почти три года, определяет условия и задачи развития ключевого сектора отечественной экономики. Докладывать будет министр энергетики Игорь Юсуфов. Пока ясно одно: мы еще полтора десятилетия будем жить преимущественно за счет экспорта энергоносителей. Судя по Энергетической стратегии, единых рыночных правил для всех отраслей ТЭК- главного донора российского бюджета - в обозримом будущем не появится. Если "нефтянка" продолжит жить в рыночных условиях, газовая отрасль по-прежнему будет жестко регулироваться государством, а судьба электроэнергетики всецело зависит от политической воли властей. Не просматривается у кабинета министров и желания проводить осмысленную тарифную политику. Попытки нашего правительства решить любую проблему, будь то управление госдолгом или борьба с детской беспризорностью, начинаются с написания концепции или стратегии. Концепция или стратегия "в целом одобряются" на заседании кабинета министров. Дальше их либо откладывают в долгий ящик, либо, что происходит реже, используют как базу для законодательных изменений. Какая участь постигнет Энергетическую стратегию, сказать сложно. При всех чертах "стратегического" документа (декларативность, обтекаемость формулировок, многовариантность развития событий) ее положения напрямую затрагивают интересы всего государства, бизнес-сообщества и каждого гражданина. По данным Минэнерго, на российской территории сосредоточена треть мировых запасов природного газа, десятая часть запасов нефти, пятая часть запасов угля. ТЭК обеспечивает четверть производства валового внутреннего продукта, треть всего объема промышленного производства, более половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений. Экспортеры сырья, несмотря на усилия правительства по диверсификации экономики, остаются локомотивом экономического роста. В первую очередь речь идет о "нефтянке", которая лидирует по привлечению инвестиций. В электроэнергетике и газовом секторе условия для привлечения инвестиций не созданы, и потому в ближайшей перспективе, как отмечается в стратегии, они могут стать "тормозом" экономического роста. Оба сектора являются монопольными, а цены на газ и электроэнергию на внутреннем рынке регулируются государством. Создание конкурентных рынков электроэнергии и газа было признано первоочередной задачей правительства еще три года назад, когда кабинет Касьянова обсуждал свою первую стратегию - экономического развития страны. В электроэнергетике начались попытки реформ, зато реформа "Газпрома" до сих пор под большим вопросом. Правительство не уверено, нужно ли вообще проводить либерализацию газового рынка, которая неизбежно обернется ростом цен на главное российское топливо. Политика поддержания низких цен на газ и электроэнергию может привести к дефициту соответствующих энергоресурсов, поскольку "не будут созданы экономические предпосылки для инвестирования в их производство", отмечает Минэнерго. Однако выполнить ключевую задачу стратегии - сделать рынок ТЭК конкурентоспособным, инвестиционно привлекательным и одновременно обеспечивать население его продукцией по "доступным" ценам - будет непросто. Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что тарифы монополий растут быстрее доходов населения. Фраза, вписанная в текст послания рукой советника президента Андрея Илларионова, убежденного, что тарифы монополий вообще не надо индексировать, поставила правительство в затруднительное положение. Сегодня кабинет собирался обсудить параметры повышения тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки в 2004 году - эти показатели должны быть учтены в проекте бюджета. Однако после выступления Путина в правительстве решили "более внимательно" отнестись к проблеме и перенесли вопрос о тарифах на 29 мая. В стратегии говорится о необходимости регулирования объемов экспорта, импорта и транзита энергоресурсов. Наиболее эффективный способ госконтроля за ТЭКом - доступ к недрам. Вопрос о том, кого и на каких условиях допускать к стратегическим ресурсам государства, по мере приближения парламентских выборов все больше приобретает политическое звучание. Новая редакция закона "О недрах" до сих пор не обрела реальных очертаний, и окончательная позиция правительства по этому вопросу пока не сформулирована. Аппарат Белого дома практически вырезал из среднесрочной программы правительства главу о недропользовании. Тем не менее разработчики стратегии дают недропользователям несколько долгожданных обещаний. В документе говорится, что лицензии на месторождения будут выдавать на условиях тендера и сделают сквозными, то есть одновременно разрешат искать и добывать продукцию. Чиновники также обещают создать надежные правовые условия для долгосрочных инвестиций и разработать среднесрочный план аукционов по продаже лицензий. Не забыли они и свою выгоду. Руководитель одной из крупнейших нефтяных компаний как-то признался, что нынешняя система лицензирования позволяет быстро взять с месторождения хорошую нефть, а затем прекратить разработку и дождаться отзыва лицензии от Минприроды. "Это теперь ваша ответственность остатки досасывать", - обратился к чиновникам глава компании. К недовольству добывающих компаний, эту возможность чиновники хотят ликвидировать. Проводить энергетическую политику государство хочет на правах собственника недр и трубопроводов. Беда лишь в том, что, по признанию самих чиновников, государство - самый неэффективный владелец. В течение двух десятилетий оно собирается продать долю в большинстве компаний. В госсобственности останутся трубопроводы и объекты повышенной опасности (атомная и гидроэнергетика). Это значит, что все нефтедобывающие компании станут частными. Исходя из стратегии, то же самое должно произойти с "Газпромом", где государству лишь недавно удалось взять под контроль более 50 процентов акций. Если только в случае с газовым концерном государство не похвалит себя и не признает свой контроль "действенным". Газовая стратегия: труба для бабушки Судя по четко расписанной в энергетической стратегии динамике роста тарифов на газ, либерализации газовой отрасли правительство не предполагает. В стратегии заложен лишь поэтапный и контролируемый государством рост тарифов. Речь не идет даже о создании биржи, на которой по предложениям самого "Газпрома" могла бы продаваться хотя бы небольшая часть производимого в стране газа. По расчетам создателей стратегии, для обеспечения ежегодных инвестиционных программ "Газпрома" к 2006 году необходимо повысить цену для российских потребителей газа до $40-41 за тысячу кубометров газа и довести ее к 2010 году до $59-64. Такой рост цен на газ в принципе устраивает крупнейшую газовую компанию. Заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов не раз заявлял, что рост тарифов на газ с нынешних $23-25 приблизительно до $45 за тысячу кубов к 2006 году покроет основные расходы компании. Причем эти цены в стратегии заложены без НДС, оплаты транспортировки газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг. Тем не менее без либерализации газового рынка неизбежно сохранится перекрестное субсидирование, при котором "Газпром" продолжит косвенно финансировать другие отрасли российской экономики и с трудом будет находить средства на разработку новых месторождений. При этом стратегия ставит перед "Газпромом" задачу стремительного увеличения объемов добычи газа. По оптимистическому варианту развития экономики рост добычи к 2010 году должен составить порядка 645-665 млрд кубометров и возрасти до 710-730 млрд к 2020 году. В условиях умеренного варианта добыча газа прогнозируется в существенно меньших объемах - до 635 млрд кубометров к 2010 году и до 680 млрд кубометров к 2020 году. В стратегии заложена программа газификации регионов, в том числе крупных промышленных центров южной части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Правда, источник финансирования региональной газификации не указан - по всей видимости, инициатива "Газпрома" трехлетней давности вполне устраивает создателей стратегии. "Газпрому" придется и дальше выполнять заветы бывшего главы концерна Рема Вяхирева "доводить газовую трубу до каждой российской бабушки" за свой счет. Стратегия предполагает перенаправление природного газа из электроэнергетики и крупной промышленности в бытовой сектор и нефтегазохимию. По мнению разработчиков стратегии, энергетике и крупной промышленности необходимо постепенно заменять газ углем и другими видами топлива. При этом к предприятиям государственного значения, например к оборонным, такие предложения не относятся. Между тем пока до 60% электроэнергетических предприятий страны вырабатывают электричество именно на газе. И, учитывая начавшуюся реформу РАО "ЕЭС России", неизбежный рост количества независимых и частных производителей электроэнергии, их будет достаточно трудно убедить использовать на производстве вместо газа уголь, который, по расчетам самих же создателей стратегии, в среднем в 1,5 раза дороже газа. Нефтяная стратегия: коктейль для Запада Не успела стратегия еще появиться на свет, как некоторые ее положения уже вызвали критику. В конце апреля Игорь Юсуфов рассказал о планах к 2020 году производить 450-520 млн тонн нефти. Эксперты тут же заявили, что в таком случае некоторым амбициозным идеям нефтяников (к примеру, строительству Мурманской трубопроводной системы) не быть, а правительство даже будет сдерживать рост добычи нефти в стране. Зато Минэнерго неожиданно дало "зеленый свет" Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), перекачивающему через Россию в основном казахскую нефть. Его мощность планируется увеличить почти вдвое. Только в прошлом году Россия произвела 379 млн тонн нефти, что на 9% больше, чем в 2001-м. В нынешнем году нефтяники планируют повторить эти достижения роста. При таком темпе названных министром цифр Россия сможет достичь уже через три года. Теперь выясняется, что Минэнерго рассчитывает на подобные показатели лишь при благоприятном варианте. В противном случае производство может даже сократиться до 315 млн тонн. Цифры экспорта нефти варьируют от 140 до 310 млн тонн. Впрочем, Мурманский трубопровод правительство пока не списывает со счетов. Его возведение предусмотрено в разделе Северо-Балтийского направления системы транспорта нефти наряду с Балтийской трубопроводной системой мощностью 50 млн тонн в год. Зато акционерам КТК сделали настоящий "подарок". На Каспийско-Черноморско-Средиземноморском направлении планируется расширить мощность трубопровода КТК до 117 млн тонн за счет строительства второй нитки. Сюрприз вышел неожиданным. В пресс-службе КТК "Финансовым Известиям" сказали, что проектом предусмотрено существование лишь одной нитки и доведение пропускной способности до максимальных 67 млн тонн нефти в год. Несмотря на то что Минэнерго ожидает сокращения экспорта нефтепродуктов, страна собирается все же ввести новые продуктопроводы: Сызрань-Новороссийск, Андреевка-Альметьевск и Кстово-Приморск. И это при том, что министерство рассчитывает на экспорт нефтепродуктов к 2020 году в размере от 30 до 50 млн тонн по сравнению с 75 млн тонн в 2002 году. Падение экспорта объясняется качеством российских нефтепродуктов. "Наш коктейль Западу не нужен", - говорит руководитель одной из нефтяных компаний. Минэнерго решило готовить коктейль в расчете на западного потребителя. А поскольку нефтяные компании в погоне за более высокими доходами от экспорта к нефтепереработке относятся более скептично, привлечь помощь законодателей. "Требования к качеству производимых нефтепродуктов и сроки их достижения должны быть закреплены законодательно", - пишет Минэнерго. В целом же нефтяной комплекс вызывает у чиновников мало тревог. По их словам, он сейчас "располагает достаточными источниками инвестиций для реализации предусмотренных направлений развития". Другое дело, что большая часть придуманных чиновниками государственных задач будет решаться на средства частных компаний. Так что "дойка" самой валютоемкой отрасли российской экономики явно продолжится.
Комментарии