Цены на нефтепродукты на мировом рынке упали. Топливо для россиян продолжает дорожать
Российский топливный рынок живет по собственным законам - в противоположность внешним тенденциям и экономической логике. Когда в I квартале мировые цены на нефтепродукты снижались, в России топливо продолжало дорожать - даже несмотря на то, что производители опускали стоимость сырья. Сейчас оптовые цены снова идут вниз. А топливо на автозаправках продолжает дорожать.
Конъюнктура мирового рынка в этом году принесла жирные сливки российским нефтяникам. По данным Центра макроэкономических исследований компании "БДО ЮниконРуф", в среднем мировая цена на нефть марки Urals составила $29,5 за баррель - это более чем на 50% выше уровня начала 2002 года. За год подорожали и нефтепродукты: средние мировые цены на бензин выросли на 48,6%, дизельное топливо - на 61,4%, мазут - на 35,7%.
Но по сравнению с декабрем 2002 года рост оказался не столь значительным: мировые цены на нефть выросли всего на 3%. Нефтепродукты и вовсе подешевели: стоимость автомобильного бензина упала на 8%, дизтоплива - на 3,7%, мазута - на 7,7%. Для России мировые тенденции - не указ: здесь все развивалось в противоположном направлении. И хотя добывающие компании опустили свои цены почти на 12%, производители нефтепродуктов не пожелали упускать сверхприбыль и, пользуясь ситуацией, сняли сливки с рынка: их цены на бензин, дизтопливо и мазут выросли соответственно на 12,6, 29,7 и 16,7%.
Особенно большой была разница в феврале, когда стоимость сырой нефти упала до минимума. "В феврале сырая нефть была очень дешевая, сейчас ситуация несколько выровнялась: цены подросли в 1,5 раза, - объясняет эксперт Русского топливного агентства Максим Назаров. - Уже нет колоссальной разницы между ценой нефти и нефтепродуктов". Как говорят участники рынка, зимой прибыль производителей нефтепродуктов зашкаливала за 300%. "Естественно, в такой ситуации выгодно даже создать дефицит, лишь бы только удержать цены", - говорит Назаров.
"Когда возникает такая ситуация на рынке, крупные нефтяные компании просто давят свободных нефтезаправщиков и независимые компании", - говорит представитель региональной топливной компании. "Цена внутреннего рынка доходила до $5 за баррель, и мы вынуждены были продавать нефть по этой цене крупным компаниям, - объясняет директор небольшой добывающей компании. - Переработать же ее и продать по более выгодной цене не могли: НПЗ ссылались на отсутствие мощностей". Сырая нефть на внутреннем рынке тем временем шла вниз. "В этот период вертикально интегрированным компаниям невыгодно пускать в нефтепереработку независимых производителей, - подтверждает Максим Назаров. - Когда есть возможность удерживать ситуацию дефицита на рынке, крупные компании этим пользуются".
Но есть все же два фактора, которые ограничивают аппетиты нефтекомпаний. Это привлекательность экспорта нефтепродуктов, который определяется ценами на Platts и уровнем экспортных пошлин, а также сезонным изменением спроса на топливо на внутреннем рынке. Сейчас экспорт нефтепродуктов стал менее привлекательным и потому больше топлива остается внутри страны. Из-за этого самим ВИНК все теснее на рынке, и они вынуждены снижать собственные цены на нефтепродукты. А поскольку производство топлива уже не приносит сверхприбыли, к тому же растет спрос на внутреннем рынке, крупные компании ослабили диктат. Однако пока оптовые цены продолжают снижаться и, по прогнозам Русского топливного агентства, такая ситуация продолжится еще как минимум две недели.
Но любые метаморфозы производственного фланга не сказываются на автозаправках: в рознице цены продолжают расти. Особенно быстрыми темпами - в Москве и Петербурге. В остальных регионах их рост целиком определяется концентрацией производителей и аппетитами нефтяных компаний. "В некоторых соседних областях цены на бензин отличаются на 2 рубля, что объясняется сбытовой политикой нефтекомпаний - говорит представитель МАПа. - За некоторыми компаниями фактически закреплены целые регионы. И там ситуацию на топливном рынке ВИНК полностью определяют через сеть собственных нефтехранилищ и АЗС".
В Российском топливном союзе считают, что все игроки рынка вынуждены принимать условия, которые диктуют ВИНК. И рецепта по противодействию крупным нефтяным компаниям пока нет. "Поскольку ценообразование на рынке нефтепродуктов не является прозрачным, невозможно определить, какая цена является справедливой и какой объем прибыли является незаконным", - считает вице-президент РТС Григорий Сергиенко.
Бессилен и МАП. "Факт злоупотребления невозможно доказать, если не выполнялся главный признак монопольного завышения цен - снижение объема выработки продукции", - говорит представитель министерства. В этом смысле нефтяные олигархи оказались чисты - производственные показатели в этом году росли. В МАПе считают, что монопольный контроль со стороны ВИНК может разрушить лишь создание бирж по торговле нефтепродуктами. Однако биржи могут не решить этой проблемы. "Учитывая сильные рычаги влияния нефтекомпаний, можно предположить, что они сумеют свести под свой контроль и биржевые торги. По крайней мере, дирижировать ими", - считают в РТА. У политологов свое объяснение бессилия МАПа. "У нас МАП пока не утратил функции "карманного" органа олигархов, - считают они. - Дело - в системе".