"Татнефти" готовят льготный налоговый режим.
Президент Татарстана Минтимер Шаймиев знает, как решать вопросы. На встрече с Владимиром Путиным, на прошлой неделе, он, что называется, "поднял вопрос" о недопустимости распространения единой шкалы налогов на старые месторождения. По данным агентства "АК&M", российский президент принял доводы Шаймиева и уже дал поручения соответствующим министерствам подготовить проекты изменений в Налоговый кодекс и закон "О недрах", которые бы устранили несправедливость. Это означает, что "Башнефть" и "Татнефть" получат значительное ослабление налоговой нагрузки.
Как заявил Минтимер Шаймиев, в ходе беседы с президентом Путиным он рассказал, почему не должно быть одинакового налогообложения сибирской нефти и нефти, добываемой в Татарстане, Башкортостане и ряде других регионов, где имеются старые месторождения нефти с большой степенью выработанности. Суточная добыча нефти с одной скважины по республике не превышает 4 тонн, хотя в свое время составляла 20-30 тонн в сутки, как сегодня в Сибири.
Нефть, по словам президента Татарстана, становится добывать все труднее, на это требуется все больше и больше расходов. Шаймиев считает нынешнюю систему налогообложения несправедливой по отношению к компаниям, которые вынуждены работать на плохих месторождениях. "Получается, одни снимают сливки, а другие - в данном случае Ромашкинское месторождение, которое было использовано для восстановления экономики в послевоенный период, одинаково с первыми платят налоги", - заявил Шаймиев.
Вполне вероятно, что вскоре "Башнефть" и "Татнефть" начнут работать в щадящем налоговом режиме. Аналитикам, однако, введение дифференцированных налоговых ставок в зависимости от качества месторождений представляется нецелесообразным.
"Это старая борьба. С введением единой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) основное преимущество получили компании с низкой себестоимостью добычи и с большими объемами экспорта, как, например, "Сибнефть" и "ЮКОС", - считает аналитик "Тройки-Диалога" Валерий Нестеров. - А положение "Татнефти" и "Башнефти", напротив, ухудшилось. Поэтому инициатива Шаймиева легкообъяснима". Но, по мнению аналитика, если российские власти пойдут навстречу Шаймиеву, это может отрицательно сказаться на бюджете. "Если поправки будут приняты, есть вероятность, что нефтекомпаниям просто будет более выгодно переводить большинство месторождений в категорию трудноизвлекаемых и дорогих, и тогда пострадает уже российский бюджет", - говорит Нестеров.
"Если речь идет о дифференциации налогов, сразу возникает необходимость разработки множества коэффициентов при оценке месторождений, что только запутает систему налогообложения в нефтянке", - считает эксперт Института финансовых исследований Григорий Выгон. - Кроме того, когда речь идет о сложной системе учета, это сразу расширяет пространство для коррупции".
Инициатива с корректировкой законодательства не вызвала одобрений и в российских нефтекомпаниях. "В прошлом году страна получила наконец внятную методику налогообложения нефтяных компаний, - говорит представитель одной из крупных российских нефтекомпаний, владеющей месторождениями в Сибири. - Возвращаться к практике дифференциации налогов означает провоцировать коррупцию в стране".
"Компании сами должны заботиться о повышении эффективности, а не ходить по коридорам власти с требованиям выдачи преференций", - считает Григорий Выгон. В скорую корректировку законодательства в отношении нефтяной отрасли аналитики не верят.
"Вспомните, какие страсти сопровождали введение единой ставки НДПИ. Теперь же, получается, надо отыгрывать назад, - говорит источник в аппарате правительства. - Но я бы заранее не драматизировал ситуацию. Есть вероятность, что все будет спущено на тормозах, учитывая, какое противостояние корректировка законов вызовет среди крупнейших налогоплательщиков - нефтяных корпораций".