Конфереция

Кольцевой тупик

Премьер-министр Михаил Касьянов 25 апреля подписал распоряжение о введении в эксплуатацию первой очереди Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга до 2005 года. Под это распоряжение, естественно, затребовано и выделение дополнительных средств для подготовки проектов федерального бюджета в течение ближайших двух лет. Кроме того, до 1 августа должны быть сданы документы, необходимые для привлечения под государственную гарантию займа Европейского банка реконструкции и развития. ЕБРР направляет на строительство КАД сначала 150 миллионов долларов, затем, вторым траншем, ещё 220 миллионов. Наконец, рассматривается возможность получения третьего транша в размере 200 миллионов долларов. Фигура федеральная, а не фигуральная Казалось бы, обнадёживающие вести. Наконец-то многострадальная кольцевая будет построена. Она позволит освободить Северную столицу, задыхающуюся в автомобильных пробках. И всё-таки перспективы петербургской КАД у большинства наблюдателей вызывают сомнения. Дело в том, что строят дорогу более четырех лет, денег в неё зарыто едва ли не столько же, сколько обещает ЕБРР, а никто до сих пор не может похвастаться тем, что ездил хотя бы по одному из участков этой супердорогой трассы. Между прочим, все проблемы, которыми мучалась КАД пять лет назад, никуда не делись. Экологическая безопасность не обеспечена, вопрос компенсаций и расселения жилых домов не решён, а имидж проекта безнадёжно подпорчен ворохом уголовных дел и скандалов. Надеяться на то, что заморские деньги пойдут исключительно на строительство, и в 2005 году на карте города появится хотя бы 40-километровый участок первой очереди, конечно, можно. Вот только кто будет отвечать за реализацию проекта? До сих пор ответственных за фактический провал грандиозной стройки так и не нашлось. Большинство просчётов и неудач в Северной столице российская власть любит списывать на городскую администрацию. Однако КАД довольно давно приобрел статус объекта исключительно федерального значения. Ещё в феврале 2000 года свежесозданную "Дирекцию по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Министерства транспорта РФ" (ДСТО) возглавил отставной полковник Егор Иванович Тратников. Несмотря на официальную ведомственную принадлежность, сам "хозяин КАДа" неоднократно заявлял: "Сегодня мы не подчинены ни губернатору, ни министерству. Конечно, надзирающие органы контролируют, но решения-то приходится принимать самому. Как и распоряжаться большими бюджетными средствами". Большими средствами руководство КАДа распоряжалось действительно по своему усмотрению и, судя по нынешнему состоянию дороги, явно в своих интересах. В начале нынешнего года прокуратурой Петербурга было возбуждено уголовное дело по факту хищения 4,5 миллионов рублей, предназначенных для строительства кольцевой автодороги вокруг Северной столицы. По данным прокуратуры, хищение бюджетных средств продолжалось с мая 2001 года по июль 2002 года. Неустановленные лица от имени ООО "Институт "Дортехнология", предоставив заведомо ложные документы, получили право заключить договор на выполнение топогеодезических и инженерно-геологических изысканий на участках строительства первой очереди КАД. Злоумышленники заключили подрядный договор на проведение изысканий и завладели денежными средствами, выделенными из бюджета на проведение этих работ. Однако работы, обозначенные в подрядном договоре, так и не были выполнены. Совершенно иная картина на строительстве мостового перехода через Неву в створе Запорожской улицы на Троицком поле. Уникальный вантовый мост, который должен стать одним из важнейших звеньев КАДа и единственным автомобильным неразводным мостом через Неву, мог бы решить множество транспортных проблем Петербурга. Проект моста, созданный в петербургском институте "Гипростроймост", действительно уникален для нашей страны. Ничего подобного в России ещё не строилось. Проектировщики, которые весьма тщательно подошли к расчётам безопасности и надёжности этого сооружения, использовали опыт датских коллег. И сегодня специально созданный макет моста успешно проходит сложные испытания в аэродинамической трубе в Дании. Причём не только целиком, но и отдельными частями - пилонами, опорами, пролётными строениями. Увы, в отличие от мошенников из "Дортехнологии" проектировщики моста своих денег до сих пор целиком не получили. По словам сотрудника Института "Гипростроймост", "эта переправа грозит превратиться в очередной долгострой, наподобие тоннеля метро у площади Мужества". Кстати, ещё в конце прошлого года участок номер 2 (так назван в плане вантовый мост через Неву) был единственным, где шла хоть какая-то работа. Причём АО "Мостоотряд номер 19" продолжал работы за счёт собственных средств. В то же время Егор Тратников, отвечавший на вопросы петербуржцев по "горячей линии", уверял: "Долгов перед подрядными организациями у нас нет. Забастовки были, но это внутренние трудности подрядчиков. Наоборот, как правило, 30 процентов от стоимости работ мы оплачиваем вперёд". Как убедились правоохранительные органы, руководство КАД и впрямь оплачивает авансом ещё невыполненные работы. Другое дело, что далеко не каждая организация может претендовать на благосклонность Егора Ивановича. Практически в открытую говорится о том, что за выигрыш в тендере на строительные работы и поставки материалов подрядчики платят 5 процентов "отката" от бюджетных денег. А чаще всего строителей вынуждают закупать материалы по завышенным ценам (в полтора раза выше, чем среднепетербургские) от "своих" поставщиков. Любопытный факт: право на возведение заправок по будущей трассе КАДа получила некая фирма ЗАО "Балт-Маркет,Инк.", директором которой до сих пор значится Егор Тратников. В составе учредителей "Балт-Маркета" оказалась и АОЗТ "Эко-Балт" - фирма, с которой без всяких конкурсных торгов был заключён договор на аренду помещений для офиса Дирекции по строительству КАДа. Указанные организации входят в структуру "Балтийской финансово-промышленной группы" (БФПГ), с которой Егора Ивановича связывают давние дружеские и финансовые отношения. Опасные связи В начале 90-х годов после увольнения из рядов Вооруженных сил полковник запаса Егор Тратников познакомился с будущим главой БФПГ Павлом Капышем, предпочитавшим брать в качестве ближайших сотрудников бывших офицеров. Поначалу Егор Иванович, будучи сотрудником охраны, занимался организацией отдыха высокопоставленных гостей Капыша на базе отдыха топливной компании в Балсове (Псковская область). Но благодаря дружбе и доверию со стороны олигарха начался быстрый карьерный рост новоявленного менеджера. Вскоре Капыш назначил Тратникова начальником управления недвижимости БФПГ. Егор Иванович получил широкие полномочия и доступ к материальным средствам и недвижимости компании. А осенью 1996 года Тратников стал гендиректором одной из дочерних компаний БФПГ - ЗАО "Балт-Маркет инк.". Именно Капыш ввел Тратникова в круг своих московских связей, среди которых были крупные госчиновники, высокопоставленные представители различных силовых структур. В их числе называют нынешнего директора ФСБ Николая Патрушева, а также начальника питерского управления ФСБ Сергея Смирнова. Отличные отношения у Егора Ивановича с заместителем окружного прокурора и новым прокурором города Николаем Винниченко. Даже после того как Тратникова назначили руководить строительством КАДа, он сохранил связи и поддержку БФПГ. В частности, юридическую помощь ему оказывает контора Виктора Кузнецова (Балт-трейд). Возможно, именно крепкими связями в правоохранительных органах и объясняется "непотоплямость" государственного чиновника, по сути "зарывшего" в землю десятки миллиардов бюджетных рублей. В 1996 году эти связи были ещё не столь крепкими и солидными, но и их хватило, чтобы будущему строителю КАДа избежать серьёзного уголовного наказания. Тогда Военная прокуратура Ленинградского военного округа при оперативном сопровождении ФСБ занималась расследованием уголовного дела по обвинению в контрабанде, вымогательстве в составе организованной группы, подделке документов, злоупотреблении начальника или должностного лица властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, незаконном хранении оружия, мошенничестве, - в общем целым букетом преступлений. Вся эта противоправная деятельность относится к периоду "военной" биографии Егора Тратникова, служившего в Западной группе войск в бывших ГДР и Чехословакии. В обстановке спешного вывода войск, сопровождавшегося мародёрством и хищениями, судя по всему, оттачивался "профессионализм" будущего строителя кольцевой дороги. Следствие по делу Тратникова было прекращено по статье 6 УПК - "в связи с изменением обстановки". Обстановка для отставного офицера изменилась настолько, что он становится ключевой фигурой в распределении ещё больших сумм, чем те, которые фигурировали в его первом деле. История с "Дортехнологией" не единственная, привлекшая внимание правоохранительных органов. Ранее УБЭП возбудил уголовное дело по факту незаконного предпринимательства в связи с поставкой песка на строительство Кольцевой автодороги. Ущерб был оценен почти в два миллиона рублей, и неизвестно каким он будет, когда дорогу всё-таки введут в эксплуатацию. Похоже, ремонт обойдётся дороже, чем само строительство. Примером служит участок Горская - Парголово, который был торжественно "сдан" год назад, а через некоторое время по-тихому закрыт на "доработку", поскольку трасса там начала попросту расползаться. Чем хуже, тем лучше В связи с "песочным" делом довольно тёмной выглядит история с убийством в кафе "Сёгун" предпринимателя Кирилла Садчикова. Он пытался подключиться к выгодным заказам на КАДе - связанным с поставками строительного песка. Однако руководство ДСТО всячески сопротивлялось внедрению на стройку "чужаков", предпочитая отдавать подряды "проверенным" фирмам. Интересно, что по одной из версий расследования убийства Садчикова, рассматривалась вероятная причастность к этому преступлению некоторых офицеров ФСБ. А по "случайному" стечению обстоятельств сын Егора Ивановича служит в этой организации. Манипуляции с цифрами на КАДе достигли уже астрономических размеров. Счётная палата РФ опубликовала результаты аудиторской проверки за прошлый год, согласно которым выявлены серьёзные нарушения при подготовке инженерного проекта строительства КАД. Часть проектной документации, касающейся компенсационных выплат, связанных со сносом жилфонда и переселения жильцов, совершенно не учтена. "На момент проверки экспертиза указанной документации не проведена и стоимость возможных затрат не определена", - отмечается в представлении СП, направленном руководителю КАДа. Аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын подчеркнул, что до сих пор ГУ ДСТО не решило вопросы предоставления земельных участков под строительство кольцевой с региональными администрациями. А недопостроенный участок "станция Горская - Приозерское шоссе" оказался брошенным на произвол судьбы - там даже не проведена инвентаризация строительства. При таком количестве недоделанного и просто несделанного в 2002 году ГУ "ДСТО" умудрилось превысить лимит финансирования проектно-изыскательских работ на 25,7 млн. рублей, что является прямым нарушением Бюджетного кодекса РФ. Счётная палата констатировала, что составление сметной документации задержано на полгода по срокам, утвержденным правительством РФ. Росавтодор в прошлом году профинансировал строительство петербургской КАД в сумме 3 с лишним миллиарда рублей. Однако, как следует, из аналитической справки Счетной палаты, из средств федерального бюджета в сумме 160, 21 млн. рублей, направленных Росавтодором на первый пусковой комплекс, на оплату работ ушло только 20 процентов, и на всех пусковых участках первой очереди наблюдаются значительные отставания. То есть, денег расходуется всё больше, а строится всё меньше. Между прочим, стоимость строительства питерской кольцевой возросла по сравнению с первоначальным проектом 1998 года уже в пять раз. Как происходит "вздутие" цен, можно понять из комментария зарубежного специалиста, привлекавшегося городскими властями для проведения экспертизы проекта и строительства кольцевой. Участник Российско-финского проекта технического сотрудничества в рамках строительства КАД Пекка Петаяниеми отметил следующий любопытный факт: "В Европе наиболее употребительная практика - использование бетона в качестве материала для бордюров дорог. Природный камень используется только при строительстве высококлассных скоростных автодорог. А на строительстве Петербургской кольцевой используется именно природный камень. По нашему мнению, это слишком хорошо для КАДа". Возможно, это ещё лучше для тех подрядных фирм, которые получили столь выгодный и дорогой заказ. Как отмечают, под крышей ДСТО происходит скорее имитация бурной деятельности, нежели настоящее дорожное строительство. Но даже в таком виде КАД добавил немало проблем людям, которым "посчастливилось" иметь жильё или иную собственность вблизи трассы. Строительство восточного полукольца КАД вызывает наибольшие протесты местных жителей из-за сноса домов и расположения магистрали по соседству с домами, не подлежащими сносу. Егор Тратников сообщил на общественных слушаниях по социальным и экологическим аспектам строительства, что на расселение граждан из санитарной зоны Кольцевой автодороги требуется 3 млрд. рублей. По его словам, эти средства в ДСТО из бюджета еще не поступили. "Все обязательства перед гражданами, проживающими в санитарной зоне КАД, будут выполнены, - подчеркнул Тратников, особо отметив, что в районе, где дорога будет пересекать лесхоз Лесотехнической академии, выстроят даже специальные подземные переходы для лосей. Земляки из Мухо-Удеровки Неизвестно как отнеслись к уверениям Егора Ивановича сохатые, но жители Троицкого поля до сих пор не знают, кто и как будет предоставлять им жильё и компенсацию. По словам заведующего отделом гигиены окружающей среды центра Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга Кирилла Фридмана, никаких официальных экспертиз заранее не проводилось, а в результате пришлось отбиваться от встревоженных граждан на общественных слушаниях, не имеющих никакого юридического значения. Впрочем, судя по проведённым постфактум экологическим и санитарным исследованиям, более безопасного и экологически безупречного сооружения, чем петербургская кольцевая трудно представить. Учитывая, что "главный проверяющий" КАД на предмет санитарных норм - земляк Егора Ивановича, уроженца деревни с романтическим названием Мухо-Удёровка, результаты такой экспертизы не должны вызывать удивления. Благодаря "земляческим" связям руководителя ДСТО проект КАДа действительно прошел необходимые согласования в органах санитарно-эпидемиологического надзора и Государственной экологической экспертизы. Однако, как ни странно, федеральному бюджету придётся пойти на очередные непредвиденные расходы по финансированию бездонной бочки под названием петербургская кольцевая автодорога. Дирекции предстоит выплачивать весьма чувствительные штрафы (примерно полмиллиарда рублей) за незаконную порубку леса при прокладке трассы в Выборгском и Всеволожском районах. Постановления на данные работы должны по закону выдаваться только правительством РФ. Однако утверждают, что Тратников лично подписал ряд бумаг, в которых разрешал вырубку ценного леса, который, кстати, исчез в неизвестном направлении. Проблему страстного охотника и заядлого автомобилиста Егора Тратникова понять можно. Как отмечал сам "хозяин КАДа": "Зарплата у нас низкая, соблазнов много. Случается, люди не могут от них отказаться". Ещё бы! За два последних года на КАДе освоено более 10 миллиардов рублей. С начала текущего года из федерального бюджета уже направлено 618 миллионов. При заявленной стоимости участка первой очереди в 45,1 млрд. рублей, по идее, четверть трассы уже должна быть готова. Увы, есть опасность, что по КАДу нельзя будет проехать не только в год 300-летия, как обещали все высокопоставленные российские политики ещё три года назад. Если не навести порядок в руководстве "стройкой века", кольцевой не будет и в 2005 году. Равно как и тех огромных сумм, о которых говорил премьер министр.
Комментарии