На то, чтобы продать "Транснефти" его акции
"Транснефть" вновь заявила, что прокачка нефти через порт Вентспилс возобновится только после того, как госмонополия получит пакет акций Ventspils nafta. Между тем в марте "Транснефть" ответила отказом на предложение акционеров латвийской компании приобрести пакет акций терминала. Теперь в российской компании говорят, что оно было несерьезным.
Ventspils nafta -- нефтяной терминал незамерзающего латвийского порта Вентспилс с пропускной способностью 16 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов в год. 47,87% акций компании принадлежит Latvijas Naftas Tranzits (объединение предприятий, занимающихся перевалкой нефти и нефтепродуктов, фактически контролируется шестью предпринимателями, причем оперативным управлением занимается один из них -- мэр Вентспилса Айварс Лембергс), 42,68% контролирует правительство Латвии.
Конфликт вокруг порта длится с середины прошлого года, когда "Транснефть" начала сокращать объем поставок нефти в порт. В результате в декабре они снизились в два раза. А в этом году сырье от нее вообще не поступало. Незначительные поставки из России осуществлялись только по железной дороге.
В конце прошлой недели вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев в очередной раз заявил, что его компания "готова возобновить перекачку нефти по трубопроводу в том случае, если этот терминал частично перейдет в собственность российских государственных или частных корпораций". При этом вице-президент подчеркнул: "У латвийской стороны остался год, чтобы решить этот вопрос. После того как в 2004 году будет введена в строй вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС), российская нефть будет идти в Приморск Ленинградской области". "Россия готова сотрудничать на взаимовыгодных условиях, но ответа от Латвии пока не получила", -- прибавил менеджер.
Между тем в марте в своем интервью газете "Время новостей" г-н Григорьев говорил: "Акционеры Ventspils nafta вышли к нам с предложением продать часть акций. В ответ мы направили письмо, что нас это не интересует". Тогда он отказался сообщить подробности поступившего предложения, но вчера, комментируя свое последнее заявление, г-н Григорьев сообщил газете "Время новостей", что акционеры порта предлагали выкупить у них 34% акций выделенной из состава порта нефтебазы за 70 млн долл. "Если весь порт они сами оценивают в 200 млн, то как мы можем покупать акции выделенной нефтебазы за 70 млн долларов?" -- возмутился вице-президент, подчеркнув, что акции самого порта "Транснефти" пока не предлагали. По мнению представителей российской монополии, для возобновления прокачки в направлении порта Вентспилс им придется инвестировать в реконструкцию трубопровода порядка 140 млн долл., и в обмен на эти средства российская компания хочет получить пакет акций исходя из цены порта в 200 млн долларов.
Правда, сейчас "Транснефть" уже не настаивает на том, чтобы самой становиться акционером, заявляя о согласии возобновить прокачку в случае, если одним из собственников Ventspils nafta станет "российская частная корпорация". По словам г-на Григорьева, "Транснефть" не имеет в виду какую-то конкретную компанию. Между тем в середине февраля представители ЮКОСа вели переговоры о возможности вложения средств в Ventspils nafta. Но были ли достигнуты какие-либо договоренности, неизвестно. А в ЮКОСе заявили, что "не комментируют свои намерения".
Если некоторые представители латвийского правительства уже заявляли, что готовы продать "Транснефти" госпакет Ventspils nafta, то частные акционеры порта без энтузиазма относятся к этой идее. Так, г-н Лембергс уже неоднократно заявлял, что если нефть из России больше не пойдет в этом направлении, то будут увеличены мощности по приему сырья, доставляемого по железной дороге. Правда, по словам самих нефтяников, такой способ перевозки эффективен лишь при высоких ценах на нефть.