Конфереция

ЮКОСу - труба

От Ангарска до Дацина Новый российский экспортный нефтепровод в Восточной Сибири будет строиться по маршруту Ангарск-Дацин. В правительстве считают, что пока нефти хватает только на этот проект. Задуматься о продолжении трубы на Находку можно будет лишь по мере разработки новых месторождений. Таким образом, Белый дом отдал предпочтение проекту ЮКОСа, отложив предложения государственной "Роснефти" на неопределенное будущее. Две трубы "Мы приняли стратегическое решение о строительстве нефтепровода от Ангарска до Находки с ответвлением на Дацин, - заявил перед праздниками глава российского правительства Михаил Касьянов. - При этом продолжение строительства после поворота на Дацин будет зависеть от обеспеченности трубопровода нефтяными ресурсами". Как уже сообщала Газета, проект строительства трубопровода по маршруту Ангарск--Дацин был предложен ЮКОСом в 1999 году. В сентябре 2001 года Россия и Китай подписали генеральное соглашение о разработке технико-экономического обоснования проекта строительства российско-китайского нефтепровода. Выполнение российской части документа было возложено на ЮКОС и "Транснефть", их партнером выступила Китайская национальная нефтегазовая корпорация. Строительство "китайской трубы" должно начаться в этом году, а завершиться уже в конце следующего. Ее ежегодная мощность к 2010 году должна составить 20 млн. тонн нефти, а к 2030 году увеличиться до 30 млн. Для осуществления проекта потребуется около 2,5--2,8 млрд. долларов. Конкуренцию этому маршруту составлял проект Ангарск--Находка, который должен ориентироваться на рынок Японии и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Автором этого проекта была "Транснефть", однако теперь трубопроводный монополист сам сомневается в его эффективности. Дело в том, что стоимость "японской трубы" оценивается примерно в 5,2 млрд. долларов, а для того, чтобы проект был экономически эффективным, в нее каждый год нужно закачивать не менее 50 млн. тонн. Однако сейчас на реализации этого проекта настаивала другая госкомпания - "Роснефть". По мнению ее президента Сергея Богданчикова, "сухопутная" "китайская труба" привязывает Россию к одному рынку, который рано или поздно начнет диктовать ей свои условия, тогда как находкинский проект ориентирован на море и позволит выбирать покупателей. На всех нефти не хватит Оба проекта долго кочевали по инстанциям, пока в начале этого года Минэнерго не объединило их в единую структуру - "Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин". Весной правительство с этим согласилось. Однако в объединенный проект ежегодно придется закачивать как минимум 80 млн. тонн нефти. А по мнению экспертов, к 2010 году экспорт на восточном направлении не превысит 30 млн. тонн. Для того чтобы его увеличить в два раза, потребуется как минимум 30 лет - о большем можно только мечтать. Поэтому правительство остановилось на более дешевом варианте маршрута Ангарск--Дацин, а ответвление на Находку отложило в долгий ящик. Разобраться с экологией Первый этап разработки ТЭО "китайского проекта" завершен - инвестиции в строительство трубы обоснованы. Само строительство задерживало отсутствие государственной экологической экспертизы, которую проводило Минприроды. У байкальских экологов строительство трубы вызывает опасение техногенного кризиса. Например, в случае утечки нефти половина населения Улан-Удэ останется без питьевой воды. Кроме того, по расчетам любителей природы, ущерб лесным ресурсам может составить 20 млн. долларов. Михаил Касьянов поручил Минприроды решить все технические вопросы до 1 мая. Чья труба В чьей собственности будет находиться будущий нефтепровод, пока еще не ясно. Михаил Касьянов достаточно туманно выразился, что "мы, конечно, должны сохранять государственный контроль над основными объектами инфраструктуры. Это и железные дороги, и электроэнергетика, и магистральные нефтепроводы. Но форма контроля может быть разной. Если мы видим, что нужно строить нефтепровод, но не располагаем ресурсами, то могут быть привлечены инвесторы. Их затраты, конечно, должны быть учтены". Нужны ли нашей стране частные нефтепроводы? Михаил Ходорковский, председатель правления ЮКОСа: Вопрос о собственности на трубу - это не главная проблема. Гораздо важнее, куда и в какие сроки она будет построена и каким будет транспортный тариф. Принцип равнодоступности к трубе должен сохраняться, только по отношению к новым проектам он должен определяться на начальном этапе строительства, а не в тот момент, когда труба уже вводится в эксплуатацию. Новые масштабные трубопроводные проекты невозможно реализовать без банковских кредитов, а кредиты невозможно получить без гарантий прокачки. То есть необходимо, чтобы нефтяники, кому этот проект интересен, взяли на себя обязательства на условиях take-or-pay - даже если они не могут поставить в трубу свою нефть, налог они все равно обязаны заплатить. А для этого придется вкладывать огромные деньги в развитие месторождений. Нефтяники могут инвестировать 300 миллионов долларов в добычу 1 миллиона тонн нефти, они могут собрать около 4 миллиардов долларов на строительство Мурманского трубопровода. Однако пока есть вероятность, что в итоге компаниям разрешат прокачивать меньше того объема, на который они закладывались изначально, делать этого никто не будет. Леонид Федун, вице-президент "ЛУКОЙЛа": Частные трубопроводы в России уже есть. Самый главный частный трубопровод - это газовая система "Газпрома"; он принадлежит государству всего на 38%. Есть КТК, где у государства 24%. Есть частная трубопроводная система на Сахалине. Если будет принято политическое решение о том, что частных трубопроводов быть не должно, думаю, придется передать систему "Газпрома" на 100% в госсобственность. Тогда придется поставить и вопрос о выкупе государством частной доли в КТК, а это стоит очень дорого. В принципе мы не возражаем против государственной системы трубопроводов. Только, во-первых, нужно определиться с инвестиционными приоритетами. Во что вкладывать деньги. Если государство собирается сохранить темпы экономического развития, нам нужно уже через пять лет где-то разместить дополнительно 160 миллионов тонн нефти. А мы не знаем, куда их деть. Либо мы не должны сегодня вкладывать в месторождения. Как мы можем инвестировать в Тимано-Печору, где будем добывать 20 миллионов тонн нефти, не зная, что с ней делать? То же самое у ЮКОСа с Восточной Сибирью - еще 40 миллионов. А во-вторых, хотелось бы понимать, какие будут тарифы на транспортировку. Анатолий Усачев, начальник департамента ТЭК Минэкономразвития: Сейчас в правительстве обсуждается возможность существования в России частных трубопроводов. С одной стороны, "Транснефть" неплохо справляется с модернизацией и реконструкцией существующими магистралями. С другой стороны, сложно сказать, найдутся ли у государства лишние средства на строительство новых нефтепроводов, тогда как частные компании наверняка не откажутся принять инвестиционное участие в этих проектах на условиях их частичной приватизации. Не исключено, что консолидация российских нефтяных капиталов в таких проектах, как ТНК-BP и "ЮКОС--Сибнефть", поможет решению этого вопроса. Привлекая эти структуры к финансированию строительства нефтепроводов, государство получит гарантии того, что проекты будут осуществлены.
Комментарии