Конфереция

"Юкос" и "Сибнефть": вместе победим?

Слившись воедино, компании смогут реализовать свои самые смелые планы. Скоро в России появится нефтяной гигант, мощи которого могут позавидовать многие нефтяные компании мира. О том, чем для российского нефтяного рынка может обернуться такое слияние, корреспонденту Au92 рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Компании ЮКОС и "Сибнефть" добывают около 29% нефти, производимой в России. В 2002 году общий объем добычи двух компаний составил 103,2 млн. тонн (754,2 млн. баррелей) нефти. "Добыча объединенной компании (включая долю компании "Сибнефть" в добыче "Славнефти") составляет около 2,3 млн. баррелей в день, что превращает ее в крупнейшую российскую нефтедобывающую компанию", - говорит исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко. Предполагается, что в собственности объединенной компании будут находиться 6 НПЗ в России (Омский, Ачинский, Ангарский, Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский), комплекс "Мажейкяй Нафта" в Литве, доли в Московском и Ярославском НПЗ в России, а также в Мозырском НПЗ в Белоруссии. Ход конем? Кроме того, еще прежде, чем объявить о своем решении соединить активы и стать компанией с двойным названием, ЮКОС и "Сибнефть" собрались поучаствовать в конкурсе на покупку ОАО "Красноярскнефтепродукт", которое является крупнейшим розничным оператором на топливном рынке и владельцем самой крупной сети АЗС в регионе. Администрация Красноярского края, пойдя на продажу компании, выдвинула обязательное требование - в конкурсе должно участвовать, как минимум, две компании. ЮКОС и "Сибнефть" проявили изобретательность, представ перед организаторами конкурсаи врозь и объявив о слиянии компаний лишь после того, как исход сделки стал ясен. Крупнейшая сеть АЗС На конец прошлого года в ведении "ЮКОСа" было 1290 АЗС. "Сибнефть" владела 930 автозаправочными станциями. Таким образом, после слияния компаний, "ЮКОС - Сибнефть" станет владельцем крупнейшей сети автозаправочных станций (в общей сложности более 2500), контролирующим до 10% всех АЗС в стране. "Сегодня "ЮКОС" доминирует в Бурятии, Тамбовской, Самарской, Иркутской областях, - отмечает исполнительный директор РТС Сергиенко. - "Сибнефть" главенствует в Омске, Кемерово и Новосибирске". Что касается московского региона, то после объединения своих активов ЮКОС и "Сибнефть", скорее всего, опередят основного конкурента - Московскую нефтяную компанию, которая сейчас контролирует 12% столичного рынка. Григорий Сергиенко считает, что если в результате слияния компаний топливо и подорожает, то произойдет это не раньше 2004 года, когда новая компания начнет активную деятельность и станет, по сути, монополистом в ряде регионов страны. Слияние может не состояться Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) все еще не получило документы о создании объединенной компании "ЮКОС-Сибнефть". И так как МАП уполномочен государством разрешать или запрещать слияние крупных компаний с тем, чтобы не допустить нарушения интересов государства и потребителей, то в его компетенции - наложить на создание нефтяного гиганта запрет. Напомним, что под контроль новой компании автоматически подпадет более трети российского рынка нефти и нефтепродуктов. Более того, многие регионы окажутся в стопроцентной зависимости от объединенного холдинга. Речь идет в первую очередь о Восточной Сибири, Иркутской области. А это вступает в противоречие с антимонопольным кодексом, и, если следовать логике, МАП должен выступить категорически против слияния ЮКОСа и "Сибнефти". "Однако, скорее всего, эта сделка все же будет одобрена", - считает исполнительный директор Российского топливного союза. Понятно, что само антимонопольное ведомство вряд ли рискнёт по собственной инициативе связываться с гигантом, однако найдется немало желающих использовать МАП в качестве инструмента давления на холдинг.
Комментарии