Конфереция

ВИНКи получили рычаг финансового давления

"Губернаторам бедных регионов придется хуже всего", - считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Все усилия топливников по разработке изменений и дополнений в Главу 22 Налогового Кодекса РФ в части "Акцизы" оказались тщетными. Федеральный Закон N110-ФЗ, определяющий порядок уплаты акцизов на нефтепродукты и вот уже четвертый месяц будоражащий операторов топливного рынка, останется неизменным. По-прежнему акциз с реализуемого топлива будет взиматься с помощью громоздких авансово-зачетных схем лишь с операторов, имеющих n-ное количество собственных мощностей и заручившихся Свидетельствами о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. А дорожные фонды субъектов федерации будут недополучать крупные суммы. Признание неработоспособного законодательства совершенным - заслуга федерального Министерства по налогам и сборам, сумевшего собрать 140% налогов с реализованных нефтепродуктов (из тех 40%, которые, согласно Закону, "падают" в федеральную казну). Не в праве править Поправки к уже измененному законодательству разрабатывались и самими налоговиками, совместно с нефтяными инспекторами, и некоммерческими партнерствами, призванными защищать интересы нефтяных компаний. В Санкт-Петербурге такая работа параллельно велась в Бюджетно-финансовом комитете Законодательного Собрания, в Управлении Министерства России по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, а также в Некоммерческом Партнерстве "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга". В Москве этим вопросом, главным образом, занимались в Российском топливном союзе. В результате был выработан ряд предложений, основная идея которых сводится к следующему. Прежде всего, предлагалось классифицировать свидетельства в зависимости от видов деятельности и в соответствии с нормами гражданского права, а также реальной рыночной ситуацией. При этом Свидетельства на оптовую реализацию должны выдаваться без дополнительных условий - только на основании заявления налогоплательщика. Так же для того, чтобы Закон заработал более эффективно, необходимо придать свидетельству статус документа, подтверждающего право налогоплательщика на освобождение от уплаты акциза при "не конечной" реализации нефтепродуктов и выполняющего функцию "невидимого контролера". А право предприятия на освобождение от уплаты акциза при "не конечной" реализации нефтепродуктов должно обосновываться документами самого налогоплательщика, подтверждающими факт реализации нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство. Предлагался еще и альтернативный вариант - не изменять действующего законодательства, а ввести для системы розничной реализации нефтепродуктов единый акциз, который объединил бы все виды действующих в настоящее время налогов и взимался бы с конечного продавца нефтепродуктов с разделением платежей по бюджетам разных уровней одновременно с его уплатой. Первоначально этот акциз ввели бы на основе Единого налога на вмененный доход, а в дальнейшем - в зависимости от объемов реализуемого топлива. Окончательные размеры вмененного дохода и взимаемого акциза, а также критерии разделения акциза по бюджетам были бы определены позже. Status quo Эти предложения, скрепленные подписью президента Российского топливного союза Сергея Борисова, были отправлены заместителю Председателя Правительства РФ, министру финансов РФ Алексею Кудрину. Кудрин ознакомился с ними, а также с результатами поступлений акцизов с реализации нефтепродуктов в федеральный бюджет и, в целом, действующим Законом остался доволен. "Налоговики умудрились прыгнуть выше собственной головы, - рассказывает корреспонденту Au92 исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, - можно и иначе сказать - сняли с себя не только последнюю рубаху, но и штаны". Напомним, что, согласно новому законодательству, лишь 40% от общего числа взимаемых на территории субъекта акцизов перечисляются в федеральную казну. Оставшиеся 60% оседают в регионе, за счет чего, собственно, и пополняется дорожный фонд субъекта федерации. Однако эта схема себя не оправдала - Свидетельствами, дающими право на уплату акцизов, заручилось всего 10% от общего числа топливных операторов. Но и те, которые получили Свидетельства, в итоги остались недовольными. Основной проблемой "освидетельствованных" компаний стало неудобство в использовании громоздкой системы авансово-зачетных схем взимания акциза. Фактически, они были поставлены перед дилеммой: поставлять нефтепродукты всем независимым участникам топливного рынка, или только тем, которые имеют на руках вышеупомянутые Свидетельства. И так как на практике большинство нефтяных компаний работают по старой системе уплаты акциза в оптовом звене, переноса уплаты акциза на АЗС не произошло, и, как следствие, большинство региональных бюджетов запланированных поступлений в виде акцизов не получило. "Эта схема оказалось неэффективной еще и подругой причине, - поясняет Григорий Сергиенко, - В Росси всего 20 субъектов-доноров, которые имеют нефтеперерабатывающие заводы и способны не только пополнять федеральную казну, но и на должном уровне содержать свое дорожное хозяйство. Остальные субъекты федерации, а их большинство, остаются в проигрыше. Их "губернаторам-беднякам" не остается ничего иного, как идти на поклон к ВИНКам с предложением создать структуру и в их регионе. Со стороны может показаться, что в этой ситуации будут соблюдены интересы обеих сторон. На самом же деле в выигрыше остаются ВИНКи, пролоббировавшие в свое время этот закон и теперь получившие реальный рычаг финансового давления". О том, как из сложившейся ситуации выйдет Северо-западный регион, читайте на страницах Au92.
Комментарии