Конфереция

Фабрика катастроф. Почему в Петербурге жить становится небезопасно

В среду горожане испытали очередной шок. Вечером заполыхал лакокрасочный цех завода "Пигмент". Несколько часов существовала реальная угроза взрыва. Клубы ядовитого дыма несло ветром в сторону Веселого поселка. Пожар еще раз показал, насколько реальна экологическая катастрофа в городе. "Известия" уже не раз писали о деятельности "серых" стивидорных компаний. Нефтехимические продукты перевозятся и грузятся без малейшей оглядки на требования безопасности. Ответственные лица открыто признают некомпетентность многих петербургских предприятий, занятых в стивидорном бизнесе. Личный метр государственной границы Когда-то в нашем городе существовал Ленинградский морской торговый порт (ЛМТП). Его преемником ныне является ОАО "Морской порт Петербурга". Порт сейчас располагает восемью стивидорными компаниями. В прошлом году ими было переработано более 50% от общего количества грузов. С началом перестройки и либерализации внешней торговли новые стивидорные компании стали расти как грибы после дождя. Причин тому было несколько. И тяжелая бюрократическая процедура прохождения грузов через ЛМТП. И нежелание порта работать с мелкими клиентами. Кроме того, директора крупных ленинградских предприятий, имеющих собственные причалы и вдруг оставшихся без заказов, были не прочь подзаработать. А о стремлении "новорусских" бизнесменов обзавестись "личным метром государственной границы" и говорить не приходится. Профессионалы со стажем, работающие в этом бизнесе, хорошо помнят "легендарные" девяностые. Процесс появления новых стивидорных компаний сопровождался скандалами, связанными с сомнительной приватизацией причалов, целой чередой убийств и таможенными злоупотреблениями. Именно дележка морских причалов внесла немалую лепту в криминализацию Петербурга. К нашему городу надолго приклеился обидный ярлык "криминальной столицы". Понятно, что новых бизнесменов привлекала не столь ко дешевая рабочая сила (заработные платы на новых стивидорных компаниях были в пять раз меньше, чем на ЛМТП), сколько возможность более легкого прохождения государственной границы, упрощенно-льготный таможенный режим. До сих пор никто не ведает, сколько таможенных платежей недополучила страна и сколько откровенной контрабанды прошло через причалы, перешедшие к новым хозяевам. Многие недавно созданные стивидорные компании работали и, как поговаривают, работают и сейчас только с черным налом. Таким образом, государство теряет еще и налоги. Кроме того, эти предприятия не подконтрольны Морской администрации порта, а потому могут действовать своевольно... Практически все появившиеся в девяностых предприятия не имеют ныне железнодорожных путей - их грузы перевозит автомобильный транспорт. Городская инфраструктура получила неожиданную "нагрузку" - когда проектировали и строили дороги, никто не рассчитывал на столь резкое увеличение грузопотоков. Кто виноват? Жители двух городских районов - Василеостровского и Кировского - пожалуй, не догадываются, в каких объемах перевозят и грузят нефтепродукты расположенные здесь предприятия. К примеру, объемы ООО "Терминал-сервис" ежегодно составляют 1037,6 тысячи тонн. На Васильевском острове также располагается грузовой район Северо-Западного пароходства, который уже несколько лет оберегает информацию по грузопереработке пуще государственной тайны. Существует еще и бункеровочный терминал компании "Феникс" на Балтийском заводе. Может ли инфраструктура Васильевского выдержать такую незапланированную нагрузку? Не потому ли мост Лейтенанта Шмидта требует незамедлительного ремонта и будет закрыт на несколько лет сразу после юбилея? На Кировском заводе работают ООО "Остров причал", ООО "Сетос-Сервис" и "Тетрамет". В планах завода - строительство химического терминала. По слухам, четыре емкости уже построены, несмотря на отсутствие разрешительной документации. Поговаривают, что "серые" бункеровщики пытаются купить разрешительную документацию на погрузку нефтепродуктов с машин без специальной техники и соблюдения природоохранных мер. Территорию "Северной верфи" "оккупировали" ООО "Русмарин-Форвардинг", ООО "Коммерческий центр, транспорт и лес", ЗАО "Западная компания", История приватизации причалов этих компаний весьма сомнительна, а список акционеров более чем любопытен. Вообще "Северная верфь" - чуть ли не лидер по чрезвычайным происшествиям, связанным с "серой" бункеровкой нефтепродуктов. Аварийные ситуации здесь уже никого не удивляют, что довольно странно. "Северная верфь" пользуется явными преференциями городской администрации, постоянно получает налоговые льготы и дотации. Но навести порядок на своей территории никак не может. Зона беззакония Недавно по заказу ООО "Макс-Терминал"(эта компания учреждена Кировским заводом, ЗАО "Гранд" и ЗАО "Санкор-Москва") была разработана предпроектная документация на строительство морского перегрузочного комплекса по перевалке жидких нефтехимических продуктов. Подготовили эту документацию специалисты ЗАО ГТ "Морстрой". На территории Кировского завода (левый берег реки Екатерингофки) планируется разместить базу хранения и перевалки, а также два причала для приема судов. Нефтехимические продукты, которые здесь появятся, по классификации относятся к 3-й группе опасности. Это означает, что вся "химия" способна крайне негативно воздействовать на окружающую среду. Неспециалистам вряд ли что-нибудь скажут названия этих веществ - моноэтиленгликоль, айрол, бензол, ортоксилол, фенол, параксилол, изобутиленовый и изопропиловый спирты... Это легковоспламеняющиеся жидкости, практически все ядовиты, некоторые легко смешиваются с водой и выделяют диоксиды. И не дай бог, если произойдет чрезвычайное происшествие - жилые дома расположены неподалеку... Второй этап строительства комплекса также не вызывает оптимизма. Здесь организуют перевалку минеральных удобрений - карбамида, фосфата, калийной и аммиачной селитры. Говорят, что проектная документация уже прошла согласование в 14 (!) федеральных и городских структурах. Добро дали представители администрации Кировского района, Госсанэпидемнадзора, комитета по градостроительству и архитектуре, Октябрьской дороги, Управления генплана... Поговаривают, что в контролирующие организации направлялись только письма с просьбой о согласовании проекта. А самой предпроектной документации чиновники и в глаза не видели. На основании полученных согласований заказчики уже подготовили площадку под строительство резервуарного парка. В нынешнем и следующем году запланированы строительно-монтажные работы на сумму около 30 миллионов долларов. О намечаемом строительстве комплекса по перевалке нефтехимических продуктов чиновники предпочитают умалчивать. Петербуржцев не посчитали нужным уведомить о появлении потенциально опасного объекта... Хотя градостроительное законодательство предполагает, что граждан обязаны об этом информировать местные власти... Уважаемый г-н Ярмин, руководитель Кировского территориального управления, ответьте: были ли поставлены в известность жители района о том, что на территории Кировского завода строится перевалочная база? Судьба объекта зависит пока от других контролирующих организаций. На сегодняшний день проект не согласован с Департаментом природных ресурсов по Северо-Западу, органами водоохраны, рыбоохраны, Главным управлением по охране окружающей среды Петербурга и Управлением государственной вневедомственной экспертизы. Классика жанра в заводском исполнении Как показали позавчерашние события на заводе "Пигмент", экологические катастрофы с выбросом в атмосферу паров ядовитых веществ - далеко не фантастика. И если в городе горят целые химические заводы, то чрезвычайные происшествия на кое-как сооруженном нефтехимическом комплексе представляются практически неотвратимыми. Странно, что подобный комплекс создается на режимной территории Кировского завода, вне морского порта, который как раз для таких сооружений и предназначен. Интересно, как контролирующие органы собираются осуществлять надзор за хранением и перевалкой грузов? Если собрать все государственные тайны Кировского завода, для вывоза этих бумаг понадобится не один грузовик... Многие горожане наивно считают, что Кировский занимается исключительно производством тракторов и танков. Да, рыночная экономика предполагает, что руководители предприятий сами решают, какой бизнес прибыльнее. Но пристрастие отдельных петербургских заводов к нефтехимическим погрузочным работам напоминает булгаковскую классику: может ли врач "в спальне принимать пищу, в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать пациентов"?.. Жалкое подобие причалов Надо отдать должное руководству администрации порта. Порядок навести здесь пытаются и о попытках отдельных бункеровщиков обойти законы прекрасно знают. Капитан морского порта Михаил Синельников в интервью информационному агентству Аи 92 признал, что многие причалы в порту "являются береговыми укреплениями и под проведение грузовых операций не оборудованы. Поэтому проводить с них бункеровку опасно". Синельников ясно и честно обрисовал работу "серых" бункеровщиков: "Представьте себе такую картину. Стоит тридцатиметровый причал, технические характеристики которого позволяют принимать суда водоизмещением не более пяти тысяч тонн. Рядом с ним стоит 109-метровое судно водоизмещением в 13 тысяч тонн, которое вполне этот причал может завалить. Судно пришвартовано жалким подобием каната. К нему подъезжают машины, и из них в трюм бункеровщика с помощью шланга перекачивается "груз". При этом боновые заграждения не выставлены, стивидорной бригады, которая должна находиться на бункеровщике, в соответствии с реализацией плана ЛАРН, нет". Петербургские власти, похоже, не очень озабочены проблемами морского порта. Спору нет, гораздо легче проявлять кипучую энергию перед телекамерами, на фоне горящих химических заводов. А вырабатывать городскую политику в отношении морского порта, экологической безопасности потенциально аварийных предприятий - дело скучное и политических очков не прибавляющее... Бананово-кокаиновая история В прошлую пятницу в петербургский порт из Эквадора прибыл теплоход "Истерн Айс" с тремя тысячами тонн бананов и ... десятью килограммами кокаина. Впрочем, криминальную часть груза сотрудники правоохранительных органов обнаружили уже в городе, на Московском проспекте. Как оказалось, боцман судна - кубинец Эстебан Тапия - профессиональный наркокурьер. К чести представителей петербургских силовых структур, им удалось задержать товарища с некогда братского острова в момент передачи кокаина покупателям. Возникает резонный вопрос - не был ли этот случай одним из звеньев наркотической цепи, опутавшей петербургский порт? Вдобавок поговаривают, что причал, с которого сгружали бананы, был "серым". Тогда уж возникает совсем страшное подозрение - может быть, некоторые петербургские портовики связаны с колумбийскими картелями? Впрочем, будет ли это удивительным, если мы вспомним, в какое смутное время приватизировались и делились причалы...
Комментарии