Конфереция

Взаимовыгодный обмен

Правительство разведет трубопроводные системы нефтяников и "Транснефти". Кабинет министров сегодня может отложить рассмотрение вопроса о строительстве нефтяниками Мурманской трубопроводной системы (МТС). На днях "Транснефть" дала понять, что больше не настаивает на своем нефтепроводе Ангарск-Находка, который конкурирует с дальневосточным проектом нефтяных компаний. Взамен нефтяники должны хотя бы на время дать транспортной компании почувствовать себя монополистом на Северо-Западе. Экспорт через Мурманск - последний амбициозный проект "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа", ТНК, "Сибнефти" и примкнувшего к ним "Сургутнефтегаза". По их замыслу к 2007 году через этот порт можно перекачивать, в том числе и на Америку, до 120 млн тонн нефти в год. По сведениям "Финансовых Известий", устроить сегодня презентацию МТС в рамках рассмотрения развития нефтегазового комплекса Северо-Западного региона собирался президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. "Нефтяные компании обладают ресурсами, чтобы к 2010 году добывать 500-550 млн тонн нефти в год. Единственное препятствие - отсутствие транспортных мощностей. Россия нуждается в новых трубопроводах и перевалочных комплексах мощностью 130-150 млн тонн в год и стоимостью $10-15 млрд. Но в условиях монополии государства на строительство и эксплуатацию магистральных трубопроводов привлечь такие инвестиции в развитие инфраструктуры практически невозможно", - заявил на этой неделе глава "ЛУКОЙЛа". Впрочем, в одной из занятых в проекте компаний пояснили, что Мурманское направление до конца не доработано и этот вопрос вообще могут снять с рассмотрения. Тем более Минэнерго уже рекомендовало правительству повременить с проектом. Подобная отсрочка выглядит сейчас очень уместной. Особенно для "ЮКОСа". Сейчас нефтяники лоббируют сразу несколько новых направлений экспорта. В том числе - и на Дальний Восток. Дальневосточной теме правительство уже посвятило заседание и пообещало дать ответ к 1 мая. Основная дискуссия шла между проектом "Транснефти" Ангарск-Находка и детищем "ЮКОСа" Ангарск-Дацин (Китай). Но неделю назад президент "Транснефти" Семен Вайншток признал свой проект неэффективным. "Я ничего не могу поделать с ТЭО, которое показывает, что ресурсов в количестве 50 млн тонн на Находку нет и данный проект не окупится", - сказал Вайншток агентству Рейтер. Чтобы к заветному сроку "Транснефть" не передумала, раздражать ее конкуренцией на Северо-Западе не стоит. Тем более что только месяц назад "Транснефть" получила разрешение увеличить мощность своей Балтийской трубопроводной системы (БТС) до 42-50 млн тонн нефти. Впрочем, в "ЮКОСе" интерес к Мурманскому проекту до сих пор подтверждают. В "ЛУКОЙЛе" (координатор проекта) с оптимизмом ждут заседания правительства. Даже если министры будут медлить с ответом, к теме Мурманска им придется вернуться. Вчера "Транснефть" добилась повышения тарифа на прокачку нефти на 0,63%, чтобы расширить систему на 10 млн тонн. Но этого увеличения и мощности БТС все равно не хватит, чтобы вывезти за рубеж запланированное нефтяниками количество нефти. У "Газпрома" сейчас также есть свои интересы на Северо-Западе. Там расположены практически все неразработанные шельфовые месторождения газа. Добычу газа на шельфе руководство концерна считает стратегическим направлением развития всей газовой отрасли. "Российский Центр стратегических разработок поддержал нас в том, что важно разрабатывать шельф, так как запасы газа там превосходят другие месторождения", - сказал "Финансовым Известиям" собеседник в "Газпроме". Но топ-менеджеры концерна согласны разрабатывать эти месторождения только на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). "Чтобы вкладывать огромные средства в разработку новых шельфовых месторождений, нужно иметь гарантии, что государство не станет стричь овцу еще до ее рождения, - говорят в "Газпроме". - Мы вносим вклад в развитие государства, рискуя разрабатывать месторождения на шельфе. Нельзя же требовать еще и налоги!" Правительство уже внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, где предлагает оставить в списке СРП континентальный шельф. Однако бюджетный комитет Госдумы именно эту поправку отклонил. По сведениям "Финансовых Известий", в начале этой недели заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов обратился к топливному вице-премьеру Виктору Христенко с просьбой разрешить разрабатывать на условиях СРП хотя бы крайне важное для компании шельфовое месторождение Приразломное. По некоторым данным, именно г-н Рязанов будет отстаивать интересы газовиков на сегодняшнем заседании правительства. В Министерстве экономического развития "Финансовым Известиям" сказали, что в обсуждении нефтегазовых вопросов Северо-Запада есть некоторый прогресс. Но ситуация по-прежнему остается сложной, и сегодняшнее заседание правительства обещает быть горячим.
Комментарии