Конфереция

Чужие здесь не строят

Нефтяникам не разрешают иметь свою трубу. Среди проектов, которые правительство считает приоритетными, не нашлось места частным нефтепроводам. На первом месте по важности стоит расширение мощностей Балтийской трубопроводной системы (БТС), а проект трубопровода Западная Сибирь - Мурманск, предложенный пятью крупнейшими нефтяными компаниями, отклонен в пользу маршрута "Транснефти". Завтра кабинет министров обсудит основные направления развития нефтегазового комплекса Северо-Запада с учетом реализации проектов перспективных трубопроводов. Вчера Минэнерго предоставило правительству материалы по развитию нефтегазоносных провинций Северо-Западного региона. По прогнозам, добыча нефти в стране к 2010 г. достигнет 450 - 500 млн т, в основном за счет Западной Сибири. Но месторождения Тимано-Печоры (Архангельская обл. и Республика Коми) в 2010 - 2015 гг. могут давать ежегодно по 44,4 - 50,6 млн т. Поскольку нынешняя пропускная способность экспортных маршрутов - 200 млн т, потребуется сооружение новых нефтепроводов. Главную ставку Минэнерго делает на БТС. Первая очередь этой трубопроводной системы, пущенная в декабре 2001 г., прокачивает 12 млн т. В проекте протокольного решения правительства значится: "Принять за основу для дальнейшей работы предложение Минэнерго... имея в виду приоритетность реализации проектов увеличения производительности БТС до 50 млн т нефти в год". По поручению правительства "Транснефть" уже разработала ТЭО реконструкции и расширения БТС, затраты на этот проект оцениваются в $1,2 млрд. Из материалов к заседанию следует, что государство не интересуется трубопроводным проектом "Западная Сибирь - Мурманск", предложенным в феврале компаниями "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть", "Сургутнефтегаз". "В Минэнерго считают, что разведанные запасы и реальная ресурсная база не позволяют пока ориентироваться на проект частных компаний", - сказал замруководителя департамента Минэкономразвития Леонид Бондаренко. Между тем государство не исключает, что труба на Мурманск понадобится. До 2010 г. нефть с Варандейского и Хыльчуюского месторождений, с острова Колгуев и месторождений шельфа Баренцева моря будет доставляться танкерами ледового класса и перегружаться в районе Мурманска в супертанкеры. Если же к тому времени появятся дополнительные 50 - 90 млн т сырья в год, то на втором этапе будет построен нефтепровод из Восточной Сибири "Ванкорское месторождение - Уренгой - Надым - Салехард - Инта - Ухта - НПС "Нюксеница" - Беломорск - Мурманск". Его протяженность - 2200 км, необходимые инвестиции - $4,3 млрд. В Минэнерго этот маршрут находят "более предпочтительным" по сравнению с частным проектом - он максимально приближен к новым нефтедобывающим регионам и интегрирован с существующими системами магистральных нефтепроводов. Эти выводы Минэнерго не пугают пятерку компаний, утверждает вице-президент "ЛУКОЙЛа" Анатолий Барков: "На совещаниях [у первого замминистра энергетики Ивана] Матлашова нам не удалось убедить [чиновников] и руководство "Транснефти", но в конце апреля компании подпишут декларацию о намерениях. Определимся с вариантами маршрута, инвесторами и снова войдем в правительство". Президент "ЮКОС-Москва" Василий Шахновский подтверждает, что компании не опустят рук. "Без новых маршрутов нам никуда не деться. А у государства с финансовыми ресурсами всегда напряженно", - говорит он. Гендиректор компании "Эрта-Консалт" Алексей Хмельницкий считает, что компании выбрали правильную тактику - не ругаться, а доказывать свою правоту расчетами: "Позиция компаний функциональна. В законе о естественных монополиях написано, что государство регулирует естественномонопольные виды деятельности, включая магистральные нефтепроводы. Но нигде не сказано, что государство должно запирать экспорт, если у него не хватает собственных источников строительства трубопроводов".
Комментарии