Об изменении законодательства об акцизах на нефтепродукты.
Исх. N 18 от 31 марта 2003 года.
Заместителю Председателя Правительства - министру финансов Российской Федерации Кудрину А.Л.
Уважаемый Алексей Леонидович!
Предварительный анализ эффективности работы введенной с 01.01.2003 года новой схемы взимания акцизов на нефтепродукты свидетельствует о том, что поставленная цель замещения налогов, поступавших в дорожные фонды регионов, акцизами от продаж моторного топлива через АЗС в полной мере не достигается. Причина заключается в несовершенстве принятого законодательства о порядке взимания акциза, позволяющего держателям ресурсов моторного топлива действовать исключительно в собственных интересах, игнорируя потребности регионов.
Нефтяные компании не заинтересованы в использовании авансово-зачетных схем взимания акциза, так как это связано со сложностями документооборота, авансированием региональных и федеральных бюджетов на неопределенное время и неясными перспективами возврата или зачета уплаченных сумм акцизов.
Поэтому сбытовые подразделения большинства нефтяных компаний поставляют нефтепродукты независимым участникам топливного рынка только на условиях неполучения ими свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Наряду с этим, многие розничные субъекты рынка, не имея в собственности мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов, не располагают правами на получение свидетельства и на этом основании не могут являться плательщиками акциза. В результате, на практике большинство нефтяных компаний работают по старой системе уплаты акциза в оптовом звене, переноса уплаты акциза на АЗС не произошло и, как следствие, большинство региональных бюджетов не получают запланированные поступления в виде акцизов.
Российский топливный союз считает, что проявившиеся недостатки в действующей системе взимания акцизов могут быть устранены путем внесения в главу 22 "Акцизы" НК РФ некоторых изменений и дополнений, которые сделают систему взимания акцизов административно и экономически эффективной.
Просим Вас рассмотреть предложения РТС по изменению действующего порядка взимания акцизов на нефтепродукты с целью их внесения в дальнейшем на рассмотрение Федерального Собрания РФ.
В качестве альтернативного варианта предлагаем рассмотреть возможность введения для системы розничной реализации нефтепродуктов единого акциза, объединяющего все виды действующих в настоящее время налогов, начисляемого и уплачиваемого конечным продавцом нефтепродуктов с разделением платежей по бюджетам разных уровней одновременно с его уплатой. На первом этапе указанный акциз целесообразно вводить на основе Единого налога на вмененный доход, а в дальнейшем - в зависимости от объемов реализуемого топлива. Окончательные размеры вмененного дохода и взимаемого акциза, а также критерии разделения акциза по бюджетам являются предметом обсуждения.
Приложения: 1. Предложения РТС по изменению действующего порядка взимания акцизов на нефтепродукты на 3 листах.
2. Обоснование предложений по изменению действующего порядка взимания акцизов на нефтепродукты на 6 листах.
3. Сравнительная характеристика существующей и предлагаемой системы исчисления акцизов на нефтепродукты на 9 листах.
С уважением, президент РТС С.Р.Борисов
Приложения см. http://www.rfu.ru/russian/zip/0304041.doc