Конфереция

Россия сейчас теряет $1,5 миллиарда в год

С начала года российская нефть больше не поступает в Латвию, где в Вентспилсском порту осуществлялась ее перевалка на экспорт. Свою точку зрения на ситуацию и пути ее решения высказывает руководитель Вентспилсского порта и мэр города Айварс ЛЕМБЕРГС в беседе с обозревателем "Известий" Татьяной РЫБАКОВОЙ. - Какова ситуация с прокачкой нефти в направлении Вентспилса на сегодняшний день? - Как и ожидалось, на второй квартал прокачка по нефтепроводу на Вентспилс Россией не предусматривается. Следовательно, совместное латвийско-российское предприятие "ЛатРосТранс", которое владеет этим нефтепроводом, загружено не будет. - Убытки этого предприятия значительны? И вообще, какова его судьба? - Хотя "ЛатРосТранс" ведет еще прокачку нефти на Мажейкяйский НПЗ, принадлежащий "ЮКОСу" и на Бутингский терминал в Литве, нефтяная труба на Вентспилс давала ему до 70% всех доходов. Сегодня теряется не менее $2 млн ежемесячно. В межправительственном соглашении о создании "ЛатРосТранса" записано, что совместное латвийско-российское предприятие создается для развития, подчеркиваю, развития прокачки нефти и нефтепродуктов по территории Латвии. Исходя из понимания развития как добавления к тому, что уже есть, все участники цепочки, работавшие на этом направлении, - Белоруссия, Литва, "ЛатРосТранс", "Вентспилс Нафта" и Вентспилсский свободный порт - за 9 лет существования совместного предприятия вложили на латвийской территории около $240 млн. И вдруг в прошлом году с апреля начинается снижение прокачки, и так методично, по 100 тыс. т каждый месяц - и в этом году она закрывается. Самая большая беда - все произошло неожиданно. "ЛатРосТранс" вложил $100 млн в реновацию нефтепровода, эта труба самая старая, ей более 25 лет. Если бы он не вложил этих денег в развитие, зная, что нефтяная труба будет не нужна, России можно было бы выплатить дивиденды в размере $34 млн. Это вдобавок к тем дивидендам, что Россия получала все эти годы, по $1 млн. Теперь дивидендов не будет: 2003 год станет первым убыточным годом для предприятия. Если это продолжится несколько лет, то, конечно, компания работать не сможет. Значит, не будет и прокачки нефти на Мажейкяй и Бутинге. Работы лишатся рабочие, из которых 95% россиян. Такая вот защита их интересов. Вторая беда: нам до сих пор не сказали, что будет дальше. Известно только, что нефть не будет поступать до 30 июня. Работать совместному предприятию, имеющему основной капитал в размере $180 млн, зная только о планах на три месяца, сложно. Это ненормальная ситуация Поэтому сейчас для нас в Латвии самый актуальный вопрос: что дальше? Не в следующие три месяца, а через год, два, пять лет. Если нефти больше не будет - значит, надо демонтировать насосы, выкачивать остатки нефти из трубы - ее можно продать, снять людей с эксплуатации и забыть о совместном бизнесе. А пока приходится держать в состоянии готовности весь обслуживающий персонал, поддерживать в рабочем состоянии трубу, Вентспилсскому порту надо держать пустые резервуары, которые можно использовать под другие нужды. То есть мощности держатся без применения и в полной неизвестности. Неизвестность угнетает больше всего. - Если нет официального ответа, может, есть какие-то неофициальные предложения? - Официальных и неофициальных контактов, насколько я знаю, на сегодняшний день нет. В феврале были какие-то непонятные предложения, чтобы "ЛатРосТранс" ремонтировал отрезок нефтяной трубы, принадлежащей "Транснефти", который лежит на территории России. Возможно, эта труба находится в ветхом состоянии, поэтому от "ЛатРосТранса" требовали вложить $140 млн. "ЛатРосТранс" написал письмо, в котором просил уточнить, на каких условиях будет происходить ремонт: он возможен, если, например, "Транснефть" отдает эту трубу "ЛатРосТрансу". Но, к сожалению, за прошедшие полтора месяца никакого вразумительного ответа на письмо со стороны "Транснефти" не было, так что мы не знаем, о каком участке трубы идет речь, какие нужно проводить работы и на каких условиях. - Однако по версии "Транснефти" дело в том, что у нее нет возможности загрузить Вентспилс, потому что вся нефть в этом направлении идет в Приморск и Бутинге. - Видите ли, когда началось строительство Балтийской транспортной системы, "ЛатРосТранс" запрашивал и правительство, и соответствующие ведомства Российской Федерации, нужна ли будет после завершения строительства БТС прокачка нефти через Вентспилс. Ответили - да, будет нужна. О том, что дело не в технических проблемах, можно судить по письму, которое пять российских нефтяных компаний в декабре 2002 года направили премьер-министру России Михаилу Касьянову. В нем они просили включить в график экспорта нефти направление прокачки нефти на Вентспилс. В письме было сказано, что прокачка нефти сюда не ведется по искусственным причинам. Техническая невозможность - это не искусственная причина, как вы понимаете. Я могу только присоединиться к мнению крупнейших российских нефтяных компаний. - И какова же истинная причина, по-вашему? - Есть очень разные оценки. Если посмотреть на цену нефти в начале года, то можно подсчитать, что Россия сейчас теряет $1,5 млрд в год. Когда принимается решение, приносящее миллиардные убытки, оно принимается не мелкими чиновниками. И если никто не прислушался даже к просьбе пяти крупнейших нефтяных компаний, то вы можете представить, на каком уровне такое решение должно в России готовиться и приниматься. - И ради чего это делается, по вашей версии? - Я думаю, что кто-то пришел к "великим мира сего" и сказал, что есть определенные мотивы и цели, которые можно реализовать, закрыв трубу. Витало, например такое убеждение, что нефтяная труба дает 25% латвийского бюджета, так что без нефти там все помрут с голоду. - То есть вы считаете это политическим давлением? - А за что еще можно платить $1,5 млрд в год? Кому это выгодно, столько терять? - Но есть еще и такой аспект: "Транснефть" - основной акционер БТС, а в "ЛатРосТрансе" у компании акций нет - 34% акций от имени российской стороны владеет "Транснефтепродукт". Может, дело в этом? - Хорошо, российская труба идет из Белоруссии еще и на Польшу. Кому принадлежит труба в Польше? Полякам. А сколько процентов из польской нефтяной трубы принадлежит России? Ничего. Есть там нефть? Есть. Дальше эта труба идет на Германию - та же ситуация. И в Чехии так. И во всех других странах, куда идет труба из России. У нас единственная труба за пределами России, где российская государственная компания является совладельцем. И это единственная труба, которая сегодня пуста. - И все же ходит версия, что "Транснефть" готова была купить пакет компании "Вентспилс Нафта", владеющей акциями "ЛатРосТранса" от имени латвийской стороны, но стороны не сошлись в цене. - Нет, таких предложений не поступало, насколько я знаю, официальных предложений не было. И потом Россия уже владеет 34% акций "ЛатРосТранса". Спрашивается, почему она не хочет владеть контрольным пакетом в Польше, Германии, Чехии? Нормальная схема совместного бизнеса, это когда предлагают соединить усилия, чтобы сделать больше. А когда, например, энергокомпания видит, что у тебя красивый дом и отключает тебе электроэнергию, требуя отдать ей половину дома - вы согласитесь? - Но как я понимаю, вам и такого предложения не делали? - Нет, именно такое предложение и было. Компания, от которой зависит услуга, говорит: отдайте половину. - А конкретнее, кто и что от вас хочет? - Письменно никто ничего не предлагал. Но дело не в этом. На примере "ЛатРосТранса" видно, что присутствие российского капитала не имеет никакого значения. - Ходит и еще одна версия: дело в том, что пакет акций "Вентспилс Нафта" есть у менеджмента порта и у вас лично. - Во-первых, у меня лично нет пакета акций. Если говорить о "ЛатРосТрансе", то там два собственника - "Транснефтепродукт" и "Вентспилс Нафта". Если говорить о "Вентспилс Нафта", то это публичное акционерное общество: в ней более 43% принадлежит государству и более 47% принадлежит акционерной частной компании "Латвияс нафтас транзитс". А во-вторых, какое дело "Транснефти" до акционеров компании? Какая разница, кому принадлежит, например, парикмахерская, куда вы ходите стричься. Лишь бы работали хорошо. - Вы говорили, что еще во время строительства БТС интересовались, будет ли нужна прокачка нефти на Вентспилс. Значит, все-таки и у вас есть какие-то сомнения в необходимости этого направления? - С самого начала это разыгрывалось как политическая карта. И почему-то всегда противопоставлялись БТС и Вентспилс. Но это только одно из направлений: есть еще польское, белорусское, украинское и т.д. Когда одно направление вырывается из общего контекста и противопоставляется другому, это является нелогичным по сути. Кстати, сейчас транспортные расходы до Роттердама (в расчете на тонну нефти) из Приморска на $10 дороже, чем из Вентспилса. И это еще не все подсчеты: нам неизвестно, сколько стоила проводка по Финскому заливу танкеров - в этом году их тащило по два ледокола. У нас порт незамерзающий, а там по семь суток приходилось на проводку. Сутки фрахта судна стоят порядка $40 тыс. А вообще вентспилсское направление зимой выгоднее где-то на $8-9 на тонну нефти, летом они одинаковы с Приморском. - Если "Транснефть" откажется перекачивать нефть и в третьем квартале - что вы будете делать? - Насколько я знаю, если нефти не будет и дальше, Белоруссия снимет своих работников с принадлежащего им участка в Вентспилсе. Если Белоруссия прекращает эксплуатацию, нет смысла держать персонал и нам. То есть нефтяная труба остается без обслуживания. "Вентспилс Нафта" тоже продержала 560 тыс. кубов резервуарного парка без работы. Сейчас, конечно, "Вентспилс Нафта" будет переориентироваться. Есть несколько вариантов. Например, хранение нефтепродуктов резерва ЕС, коммерческое хранение нефтепродуктов для компаний. Ну и, наконец, развитие перевозки нефтепродуктов по железной дороге - поскольку работа с нефтью сдерживала это направление. - Вы будете развивать эти проекты, даже если нефть по трубопроводу снова пойдет? - Да, конечно, теперь мы будем предусмотрительнее. Дело не только и не столько в деньгах - деньги можно потерять, всякое бывает. Обидно, что мои уверения в том, что с Россией можно и нужно иметь дело, мои усилия по налаживанию нормальных отношений даже в самые сложные периоды были так откровенно перечеркнуты. И если дело в политике, то получилось, что Россия поступила по русской поговорке: бей своих, чтобы чужие боялись.
Комментарии