Вскоре там выставят на продажу холдинг из пяти НПЗ.
Обретя влиятельного партнера в лице британской BP, акционеры Тюменской нефтяной компании (ТНК) начали присматриваться к зарубежным активам. Внимание компании привлек турецкий нефтеперерабатывающий холдинг Tupras, оборот которого - более $11 млрд.
В феврале BP объявила о создании на паях с владельцами TNK International - "Альфа-групп" и Access/Renova - нефтяного холдинга с суммарными активами в $18 млрд. Вскоре после этого председатель правления ТНК Виктор Вексельберг заявил в интервью "Ведомостям": "Я уверен, что альянс с BP позволит ускорить реализацию многих проектов компании". Среди таких проектов он назвал "экспансию в другие страны - Турцию, Грецию, Польшу".
Не прошло и двух месяцев, как ТНК начала готовить экспансию. Как сообщила вечером в пятницу пресс-служба ТНК, Виктор Вексельберг в Анкаре обсудил с турецким премьером перспективы участия российской компании "в приватизации турецких нефтеперерабатывающих предприятий". Источник в ТНК сообщил "Ведомостям", что речь скорее всего идет о приватизации крупного нефтеперерабатывающего холдинга Tupras - компании с оборотом более $10 млрд в год. Как сообщила на днях местная газета Turkey Today, приватизационные власти Турции уже в мае (раньше, чем ожидалось) планируют выставить на продажу 51% Tupras единым лотом.
Компании Tupras принадлежит примерно 90% нефтеперерабатывающих мощностей Турции. В ее состав входят четыре НПЗ: Измир, Измит, Кириккале и Батман. По данным турецкой прессы, в 2002 г. заводы компании переработали 23,4 млн т нефти. В нынешнем году компания рассчитывает увеличить переработку нефти до 24 млн т и объем продаж до $11 млрд (из них $800 млн - за счет экспорта нефтепродуктов). Приватизационной администрации Турции принадлежит 65,8% акций Tupras.
Получить комментарии у представителей Tupras "Ведомостям" не удалось. Сотрудники BP также не комментируют возможное участие российской компании в приватизации Tupras.
"[У ТНК] и до альянса с BP существовали планы по выходу на международный рынок [нефтепереработки], - говорит собеседник в ТНК. - Во время конкурсов по приватизации нефтекомпаний в Чехии и Югославии мы рассматривали эти варианты, но не сошлись в цене. А теперь появляются новые возможности для привлечения более дешевых денег под подобные проекты".
Сейчас у ТНК нет зарубежных активов в нефтепереработке (не считая Украины, где компания контролирует второй по величине НПЗ - "ЛиНОС"). В то же время, как отмечает аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров, наращивая добычу нефти, ТНК заинтересована в новых перерабатывающих мощностях. Нестеров считает участие в турецкой приватизации довольно рискованным проектом. "Бывали прецеденты, когда в одностороннем порядке правительство Турции меняло условия контрактов [с иностранными партнерами]", - говорит он. А его коллега Каха Кикнавелидзе добавляет: "Покупка НПЗ в Европе имеет смысл только для того, чтобы получить долгосрочный рынок сбыта. Но если [у покупателя] не будет долгосрочных контрактов на поставку нефти на НПЗ, вряд ли такая покупка будет оправданной". Аналитики затруднились оценить стоимость 51% акций Tupras.
Ранее турецкими нефтеперерабатывающими активами интересовался "ЛУКОЙЛ". Сейчас в компании не подтверждают интереса к покупке Tupras. Как сказано в долгосрочной 10-летней стратегии "ЛУКОЙЛа", компания вообще не планирует покупать какие-либо НПЗ.
Среди возможных претендентов на приобретение акций Tupras ранее называли и "Татнефть". В прошлом году "Татнефть" подписала с Tupras контракт на поставку в этом году 2,4 млн т нефти турецкому холдингу. Впрочем, как считает Валерий Нестеров, "финансовое положение "Татнефти" не позволяет надеяться на ее инвестиции - не только за рубежом, но и за пределами Татарстана".