Конфереция

Динамика развития АЗС в Петербурге: ВИНКи наступают

Развитие сетей розничной продажи автомобильного топлива в Санкт-Петербурге - один из важнейших вопросов Международного форума "Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты". О перспективах развития сети АЗС в Санкт-Петербурге корреспонденту Au92 рассказал первый вице-президент Российского топливного союза, Президент НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин.

Динамика количества АЗС

Розничный рынок автомобильного топлива в Петербурге развивается достаточно динамично. Свидетельством этому могут служить данные, предоставленные Au92 Нефтяным клубом Санкт-Петербурга. Так, в период с1999 по 2002 год рост количества заправочных станций в регионе составил 45% . При этом число операторов уменьшилось вдвое. В настоящее время в регионе работает 536 АЗС. 254 автозаправочные станции расположены в Петербурге и 282 - в Ленобласти. С 1996 по 2002 год в Петербурге было построено 135 стационарных АЗС общего пользования, оснащенных современным технологическим оборудованием, мойками машин, постами техобслуживания и ремонта, магазинами продажи автомобильных запчастей и сопутствующих товаров, кафе. Стоимость ввода одной такой АЗС колеблется в диапазоне $0,6-1,5 млн. Сегодня Администрацией Санкт-Петербурга выдано 20 разрешений на строительство АЗС. На днях Инвестиционно-тендерная комиссия рассмотрела очередные 44 заявки на строительство в Петербурге автозаправочных станций. Считается, что насыщенность города станциями станет оптимальной тогда, когда их количество возрастет до 350-400 единиц. Пик строительства по оценке экспертов достигнет в 2005-2006 годах, когда их количество увеличится от сегодняшнего на 50%, при этом объем реализации топлива снизится на 30%.

ПТК

В советские времена в Ленинграде работало около 90 АЗС. Топливо в город поступало с Киришского нефтеперерабатывающего завода, который затем стал главным активом нефтяной компании (НК) "Сургутнефтегаз" по переработке нефти. Именно "Сургутнефтегаз" и его дочерние компании в 1993-1994 годах занимали доминирующее положение на рынке нефтепродуктов Петербурга и Ленобласти. Среди "дочек" НК - нефтебазы "Красный нефтяник" и "Ручьи", занимающиеся оптовыми поставками ОАО "Леннефтепродукт", ОАО "Нефто Комби", имеющее около 100 АЗС. В 1994 году по инициативе и при участии Администрации Санкт-Петербурга "в целях демонополизации и стабилизации городского и регионального топливного рынка, а также обеспечения бесперебойного снабжения города и муниципальных организаций нефтепродуктами" в городе создается ЗАО "Петербургская Топливная Компания" (ПТК), в собственность которой впоследствии перейдут две нефтебазы и АЗС "Нефто Комби". Крупный пакет акций компании (14,5%) до 2001 года принадлежал Смольному. Появились и другие новые игроки. По данным антимонопольных органов, этот процесс достиг кульминации в 1997-1998 годах, когда количество топливных операторов в Петербурге достигло 90. Среди них были как крупные: ПТК, "Балтийская финансово-промышленная группа", "Фаэтон", Neste, так и небольшие: "Линос", "Баррель", "Восход", "Базальт", Petrol. Причем, доля небольших компаний на топливном рынке колеблется от 0,4 до 6%.

Смольный даст преференции ВИНКам

Нефтетрейдеры, вышедшие на топливный рынок северо-западного региона, выделялись на общем фоне взвешенностью решений. Скандалы с участием топливников в основном касались ценовых сговоров и лоббирования их интересов со стороны власти. Тогда власть решила искоренить любое непонимание между участниками рынка и приняла решение, которое в бизнес-среде носит название картельного сговора. С тем, чтобы улучшить ситуацию на региональном топливном рынке, Администрация Петербурга заключила соглашения с "Сургутнефтегазом" (1996, 2000 годы), "ЛУКОЙЛом" (1977 год), "Татнефтью" (1998 год) и "Славнефтью" (2000 год). Общими для соглашений являлись обязательства Смольного обеспечивать некоторые преимущества деятельности нефтяных компаний: оказывать содействие в реализации инвестиционных программ, в том числе в строительстве на территории города АЗС и станций технического обслуживания, развитии сети хранения и транспортировки нефтепродуктов путем выделения соответствующих земельных участков.

Скупка сетей АЗС

Спокойная жизнь местных компаний продолжалась до 1999-2000 годов, то есть до тех пор, пока взоры на Петербург обратили ВИНКи со своими практически неограниченными денежными ресурсами. Начиная с этого времени, количество игроков на рынке стало уменьшаться. Сегодня количество топливных операторов достигло 28. Из 254 АЗС, работающих в городе, независимым операторам принадлежат 171, остальные в той или иной степени контролируют ВИНКи. Удел независимых сетей АЗС таков: ждать поглощения со стороны крупных игроков рынка, к которым, в первую очередь, относятся ВИНКи, все активнее захватывающие местный рынок. В конце прошлого лета две крупные сделки провел "ЛУКОЙЛ". Сначала были куплены 9 заправочных станций компании "Базальт", затем восемь АЗС топливной компании "Восход". Таким образом, общее число АЗС "ЛУКОЙЛа" в Петербурге и Ленобласти после этой сделки достигло 26 станций. Скоро найдет нового владельца и розничная сеть холдинга "Фаэтон" (35 АЗС и четвертое место по объемам реализации в городе). Собственники "Фаэтона" уже достаточно долго выбирают тех, кому можно выгодно продать свой топливный бизнес. Отсутствие у многих городских нефтетрейдоров своего бизнеса, связанного с добычей, переработкой и хранением нефти, ставит их в сильную зависимость от ВИНКов. Тем или иным способом, но захват нефтяными компаниями городского рынка неминуем. На пике интересов ВИНКов к рознице традиционные топливные операторы могут выгодно продать бизнес.

Прогноз

Аналитики топливного рынка считают, что при таком положении дел через 5 лет на розничном рынке Петербурга и области будут присутствовать крупные российские нефтяные компании, а также Neste и Shell, из традиционных операторов - "Петербургская Топливная Компания". ПТК владеет нефтебазами "Ручьи" и "Красный нефтяник" и имеет долгосрочный договор на поставки с "Сургутнефтегазом", что позволяет ей закупать большие объемы нефтепродуктов и сохранять независимость. Кроме того, о строительстве собственных нефтебаз в регионе сегодня заявляют некоторые крупные нефтяные компании. И эти проекты начинают реализовываться.
Комментарии