Конфереция

Топливо для москвичей

Каждый автомобилист старается заправить своего железного коня по сходной цене и надеется, что топливо качественное. Еще полгода назад в Москве практически все московские АЗС предлагали бензин по близкой цене. И мы начали говорить о стабильности и спорить, у какой компании топливо лучше. Выезжая в командировки или в отпуск, сравнивали московские цены с региональными и удивлялись, почему в столице, где все такое дорогое, топливо - дешевле. Спокойствие длилось недолго. После новогодних каникул вдруг обнаружилось, что цены на бензин полезли вверх. Несмотря на то, что аналитики прогнозировали удорожание бензина в середине февраля, после первой уплаты новых акцизов по новым правилам, уже после Рождества в различных регионах розница подскочила на 8 - 10, а кое-где - в Калининграде, Перми и Красноярском крае - аж до 15 - 17 процентов! Объяснений подорожания давалось множество: и авария на Омском нефтеперерабатывающем заводе, изменившая ситуацию на рынке, и все увеличивающийся отток российского "черного золота" на Запад, в то время лишь готовившийся к войне с Ираком. Однако главная причина осталась "за кадром": просто крупные нефтяные монополии еще раз показали, кто хозяин положения. Контроль над региональным рынком не допускает конкуренции, а потому автомобилистам приходится покупать по той цене, какую предлагают монополисты. Московский топливный рынок в этом отношении - исключение из правил. Здесь сложились уникальные для России условия рыночной конкуренции. За клиента борются такие гиганты, как ТНК, ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Татнефть, Славнефть и несколько десятков мелких и средних операторов. Привлекательность столичного рынка определяется его доходностью за счет высокой платежеспособности населения. По разным оценкам ежегодный оборот столичного топливного рынка составляет от одного до двух миллиардов долларов США. Четыре года назад, когда в столице только начинали мелькать автозаправки известных нефтяных компаний, появление Московской нефтяной компании "МНК" осталось почти незамеченным большинством участников рынка. Решение мэра Москвы о создании муниципальной нефтяной компании совпало по времени с желанием объединить все топливные активы правительства Москвы под управлением одной структуры и возможностью обеспечения города собственной нефтью с месторождений в Западной Сибири. "МНК" были переданы в управление активы Центральной топливной компании, к которым относятся Московский нефтеперерабатывающий завод, система нефтехранилищ и топливопроводов в Москве и области, сеть АЗС Московской топливной компании "МТК" и Моснефтепродукта - "НЕФТО". Позже под управление "МНК" перешел крупнейший в Москве оператор безналичных расчетов за моторное топливо - "Автокард". Компания "МНК" начала стремительно набирать обороты. По решению основных акционеров стабилизировались поставки нефти на Московский НПЗ. На топливном рынке начала динамично позиционироваться сеть АЗС "МТК". Московский бюджет стал пополняться налогами от доходного бизнеса. Существенное влияние "МНК" участники рынка почувствовали в начале этого года. Казалось бы, доля компании на топливном рынке всего 10 процентов. Но сегодня это наиболее крупный его сегмент, а значит - ценообразующий. Поэтому до 1 февраля нынешнего года на большинстве АЗС "МТК" цены на "народный" бензин Аи-92 не превышали 9 рублей 50 копеек, в то время как на АЗС других компаний этот показатель вырос вечером 25 января сразу на 50 - 60 копеек. Как известно, спрос рождает предложение, поэтому муниципальной компании "МНК" удалось удержать рынок от резкого повышения цен. И еще, на что можно было бы обратить внимание - поставляя собственную нефть на переработку, "МНК" в первую очередь отгружает моторное топливо в торговые сети "МТК" и "НЕФТО", оставшаяся часть нефтепродуктов поступает на нефтебазы для хранения и реализации. Моторное топливо на 70 АЗС "МТК" поступает напрямую с автотерминала Московского НПЗ. Короткое плечо доставки обеспечивает бензину сохранность качества завода-производителя. Конкурируя с другими сетевыми трейдерами за частного потребителя, АЗС "МТК" еще выполняют функцию и муниципальных заправок, на которых обслуживаются недорогим и качественным горючим транспортные предприятия города: "Скорая помощь", милиция, МЧС, уборочная техника, общественный транспорт... Думаю, никому не нужно объяснять, как влияют бензиновые цены на все и вся в городе? Поэтому, когда в начале года цены поползли вверх, "МНК" выполнила свое предназначение, стабилизировав цены на бензин и дизтопливо в Москве. Московская нефтяная компания "МНК" участвует и в московской правительственной программе по альтернативным видам топлива, в данном случае - по природному газу. Создано специализированное предприятие "МНК-Газозаправка". Руководством этой компании разработана специальная программа, рассчитанная до 2004 года. В ее рамках в течение ближайших полутора лет "МНК" откроет 15 газозаправочных станций, реализующих сжиженную пропан-бутановую смесь, создаст четыре многотопливных автозаправочных комплекса и сеть передвижных газозаправщиков. Компания займется переоборудованием транспорта газовыми баллонами и т. п. Все АГЭС будут построены так, чтобы ими могли пользоваться горожане. И не стоит забывать еще об одном - об экологии. Про автомобили, оснащенные газобаллонным оборудованием, речь вообще не идет. Но можно сказать, что уже сегодня бензин, выпускаемый на Московском НПЗ и реализуемый на АЗС "МТК", отвечает современным европейским стандартам качества. Мы с вами живем в этом городе, здесь растут наши дети и внуки. Возможно, не все сейчас имеют возможность приобрести современный автомобиль с катализатором в системе выхлопа или установить на свой "жигуль" газобаллонное оборудование. Но выбрать для своей машины экологически чистое топливо мы можем уже сегодня. И воздух в нашем городе станет чище - мы же сами это первыми и почувствуем! Но, может быть, для кого-то важнее другое: поверьте, господа, использование качественного топлива существенно повышает ресурс двигателей внутреннего сгорания и отдаляет время механического вмешательства в систему поршней и клапанов. Это, как говорится, проверено на себе.
Комментарии