Конфереция

Заправочный пистолет направлен на Красноярск

Олигархи наступают на нефтяной рынок края. Инвестиционный климат месторождений "черного золота" Восточной Сибири уже много лет характеризуется как морозный и неприветливый. Например, Юрубченская подземная кладовая, шесть лет назад купленная "ЮКОСом", пока работает только на модульный нефтеперегонный заводик мощностью 30 тыс. т - Михаил Ходорковский обозначил лишь свои территориальные претензии, поставив губернатором Эвенкийского округа менеджера компании Бориса Золотарева. Местные маркетологи считают, что "ЮКОСу" невыгодно работать с приполярными месторождениями: чтобы окупить строительство трубопровода, нефть придется качать не менее десяти лет. Более реальные намерения олигархических групп в Красноярье обрисовались в минувшую пятницу - на совместной презентации "Сибнефти" и "ЮКОСа". Мероприятие было посвящено "рациональному управлению акциями "Красноярскнефтепродукта", регионального топливного оператора, контрольный пакет ценных бумаг которого находится пока в собственности края. Первый заместитель губернатора Лев Кузнецов полагает, что исполнительной власти невыгодно иметь на рынке предприятие-монополиста и именно поэтому "возник проект" работы с двумя другими компаниями сразу. Впрочем, по его же словам, стратегических решений пока приниматься не будет. За этой репликой скрывается противостояние владельцев нефтяных ресурсов: "ЮКОС", подписав договор о долгосрочном сотрудничестве еще с администрацией Лебедя 15 июля 1999 г., весьма серьезно влияет на местный рынок топлива. Иногда это "выливается" в демпинговый сброс цен, а иногда - в скандалы со здешним антимонопольным управлением. Но главное - ближайший к Красноярску НПЗ в Ачинске на 80% принадлежит "ЮКОСу", и, полностью распоряжаясь отпускными ценами на керосин, бензин и дизельное топливо, компания Ходорковского за последние три с половиной года практически поставила на колени красноярских партнеров. Последней каплей стал кредит банка "Менатеп Санкт-Петербург" - "Красноярскнефтепродукт", в чей состав входят 119 автозаправок и 25 нефтебаз, из-за износа основных фондов на две трети не смог к сроку вернуть 400 млн руб. "ЮКОС" как партнер банка предложил рассчитаться имуществом. Но когда депутаты местного законодательного собрания выяснили цены - например, за одну заправочную станцию кредиторы предлагали 3 тыс. руб., - в крае начался скандал. Погасить его можно было только благоприятным общественно-политическим проектом с участием как российских нефтяных брендов, так и здешней администрации. На презентации озвучили инвестиционные намерения "ЮКОСа" и "Сибнефти": если, как отмечают менеджеры компаний, власти решат продать или передать в траст контрольный пакет акций "КНП", за два года его удастся "поставить на ноги". А именно - не только рассчитаться с долгами, но еще и вложить в обновление фондов 600 млн руб. Предварительный итог подвел Лев Кузнецов - как считает администрация края, без участия серьезных коммерческих структур реанимация местного бизнеса невозможна. Любопытно, что такие же тенденции наблюдаются в угольной, транспортной и даже торговой сферах Красноярского края. Со дня на день здесь ждут президента Сибирской угольно-энергетической компании Олега Мисевру, который обещал команде Хлопонина отрегулировать налоговые проблемы. (Они возникли, несмотря на множество обещаний. ) В прошлом месяце владельцы "Норильского никеля" поставили во главе Енисейского речного пароходства своего человека, чтобы упростить денежно-грузовую цепочку. Наконец, мелкие и средние городские магазины теряют клиентов из-за того, что почти каждый месяц крупнейшие московские фирмы открывают в промышленных районах края свои гипермаркеты.
Комментарии