Нефтяной терминал - без нефти, угольный - без угля
Будет ли снят в апреле запрет на экспорт отечественной нефти через латвийский порт Вентспилс? - гадали российские нефтяные компании. Правительственная комиссия по доступу к магистральным трубопроводам решила: нет. Впредь Вентспилсский нефтретранзитный корридор Россия загружать не будет.
Проблем же по поводу ограничений транспортировки нефти на экспорт "просто не будет". Даже с учетом увеличения объемов добычи нефти до 410-420 миллионов тонн (в 2002 году получено 380 миллионов тонн) власти считают, что сумеют полностью обеспечить нефтяников "транспортными возможностями российской системы". В первую очередь возможностями государственной трубопроводной системы "Транснефть".
Будут наращиваться поставки через черноморский порт Туапсе и Приморск.
"Вентиль был перекрыт", дабы максимально загрузить мощности отечественных портов. Это - с одной стороны. С другой - вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев в интервью латвийской газете "Телеграф" также объяснил, что загрузка Вентспилса невозможна по технологическим причинам. "Чтобы запустить вентспилсское направление, нам нужно вложить 143 миллиона долларов в модернизацию ветки трубопровода, которая идет в ваш порт. Нужно построить 35 километров нового участка трубы, лупинги, увеличить мощности нефтенасосных станций...
Сейчас мы можем выбирать, куда транспортировать нефть - в Приморск, Бутинге или Вентспилс. И, разумеется, мы будем выбирать те порты, в которых есть российский капитал(...) Мы предлагали такой вариант: 143 миллиона долларов, которые мы вкладываем в модернизацию трубопровода, в обмен на ваши акции. Но мэр Вентспилса (кстати, акционер Ventspils Nafta) считает, что пакет акций стоит 200 миллионов долларов. Да он вообще ничего не стоит! Нефти-то нет. И большой вопрос, найдутся ли покупатели на нефтетерминал без нефти".
Пока латвийский порт, похоже, все-таки решил не сдаваться на милость российских компаний и не уступать: получено разрешение на строительство угольного терминала (мощность 5,5 миллиона тонн в год). Идее развития "сухого" терминала всячески покровительствует городская Дума и, конечно, мэр (напомним, один из крупных акционеров Ventspils Nafta). Терминал должен выйти на проектную мощность через два-три года. Пока же перевалка угля в порту не превышает полутора миллионов тонн в год.
Руководство АО Ventspils tirdzniecibas ostra (VTO) сейчас всячески рекламирует свою деятельность в этом направлении, заявляя, что терминал будет принципиально отличаться от аналогичных терминалов в других портах Балтики, здесь будут использоваться экологически надежные и безопасные технологии, которые, например, снимут с повестки дня вопрос о загрязнении города угольной пылью. При этом, если верить данным пресс-службы VTO, после начала работы нового терминала количество пыли даже сократится в девять раз.
Впрочем, эти заявления скорее напоминают хороший PR при плохой игре: мало вероятно, что крупный нефтяной порт быстро сумеет перестроиться на уголь, к тому же никаких заявлений, подтверждающих наличие серьезных договоров на поставки угля через Вентспилс, озвучено не было. А ведь контроль за грузопотоками куда существеннее, чем контроль за чистотой воздуха (который, конечно, тоже важен).
Специалисты крупнейших угольных компаний-экспортеров России "Кузбассразрезуголь", "Южный Кузбасс", "Прокопьевскуголь" впервые услышали от нашего корреспондента о том, что Вентспилсский порт решил "сменить квалификацию" и заняться перевалкой угля. Представители ХК "Кузбассразрезуголь" сообщили, что никаких предложений о сотрудничестве от руководства порта не поступало. "Мы не заинтересованы в изменении маршрутов экспортных перевозок нашей продукции, - заверили в ХК "Кузбассразрезуголь". - У нас давно сложившиеся деловые отношения с портами Северо-Запада, нас устраивают сервис и цены в Мууга, и компания не намеревается пересматривать свои партнерские договора в пользу третьей стороны ни сейчас, ни в будущем".
Аналитики считают, что строительство угольного терминала в Вентспилсе обречено на провал, потому что на Балтике уже активно работают порты Усть-Луга и Мууга (Эстония), в угольные терминалы которых к тому же вложены немалые российские деньги, в частности крупных угледобывающих компаний. Таким образом, вероятность того, что угольщики вдруг начнут переориентировать потоки собственных грузов из "своих" портов в чужие, вообще равна нулю.
Кстати, при таком грамотном подходе к организации экспортных грузопотоков "перекрыть вентиль", как в случае с нефтяниками в Вентспилсе, будет уже тяжело, и тому же порту Мууга объемы российского угля гарантированы.