Конфереция

Иракский индекс для российской экономики

В запасе у правительства - год Если оставить в стороне, безусловно, волнующие нас геополитические, военные и гуманитарные аспекты войны в Ираке и сконцентрироваться на ее экономических последствиях для России, то они сводятся к двум моментам. Во-первых, признают ли оккупационные власти и будущее правительство Ирака долги страны перед Россией, а также контракты, заключенные Ираком с российскими компаниями. Во-вторых, как повлияет иракская нефть на мировой рынок, ждать ли падения цен или они останутся на прежнем уровне. Что касается долгов, то возможный отказ от их признания будет серьезным ударом по имиджу России, но, как это ни покажется странным, мало отразится на нашем экономическом положении. Последние 15 лет Ирак по долгам не платил. Разрыв контрактов, сумма которых, по неофициальным данным, превышает 40 млрд. долларов, потеря более ощутимая. Однако это затронет несколько крупных нефтяных компаний, которые в последние годы не бедствовали, а на экономике всей страны также особенно не скажется. Остается цена на нефть. По общему мнению экспертов, в результате войны в заливе мировые цены на нефть снизятся. Вопрос только, когда и на сколько. Пока нет ясности даже со сроками окончания военных действий, а также с тем, какой урон нанесут они нефтяным скважинам и всей экспортной инфраструктуре Ирака. До конца непонятно, и кто будет торговать нефтью, хотя едва ли такие политики-бизнесмены, как Дик Чейни, Дональд Рамсфелд, Кондолиза Райс, в ближайшие годы доверят это чиновникам из ООН или будущему руководству Ирака. В отличие от наших американские олигархи не ходят на прием в Белый дом, они в нем работают. Ясно одно: чем дольше затягивается война, тем дальше отодвигается этап активного выхода иракской нефти на мировой рынок, а, следовательно, и падение цен на нефть. Поэтому последний сценарий российского Правительства, состоящий в том, что весь 2003 год цены на нефть не опустятся ниже 25-26 долларов за баррель, можно признать весьма реалистичным. А вот является ли это благом для российской экономики - большой вопрос. Подпитка нефтедолларами помогла России преодолеть последствия кризиса 1998 года, хотя главным локомотивом роста отечественной экономики стала многократная девальвация рубля. К сожалению, большинство наших государственных экономистов мыслят в категориях: что хорошо для бюджета, то хорошо для экономики. Увы, тезис этот отнюдь не является бесспорной библейской истиной. Безусловно, при высоких ценах на нефть за бюджет можно быть относительно спокойным, особенно если решиться всерьез посягнуть на сверхприбыли нефтяных компаний. Однако, как показывает наш опыт, профицитный бюджет вовсе не гарантия высоких и устойчивых темпов экономического роста. Более того, укрепление рубля привело к тому, что темпы увеличения импорта опережают не только темпы роста ВВП, но и рост экспорта. При этом 80 процентов импорта - товары, непосредственно конкурирующие с отечественными. Без защитного барьера в виде дешевеющего рубля большинство секторов нашей промышленности эту конкуренцию безнадежно проигрывают. К тому же перелив капитала из "нефтянки" в другие отрасли экономики практически отсутствует. Ранее неведомая нам "голландская болезнь", когда в результате масштабного притока валюты в страну значительная часть секторов промышленности, особенно обрабатывающей, переходит в состояние стагнации, стала суровой реальностью. Ввести же для большинства товаров запретительные импортные пошлины, как это было сделано для подержанных иномарок, Правительству не позволяет ни здравый смысл, ни желание сделать Россию членом ВТО. Нужно учесть еще и скромность успехов Центрального банка по стерилизации избыточной денежной массы, поступающей в экономику через покупку валюты, что приводит к постоянному превышению темпов инфляции над бюджетными проектировками. Слава богу, пока население еще верит в устойчивость доллара. Массовый сброс гражданами своих долларовых накоплений, оцениваемых в 50 миллиардов, привел бы к хаосу на валютном рынке и скачкообразному росту курса рубля. Падение курса доллара ниже 25 рублей поставило бы крест на всех амбициях относительно экономического роста в стране. Предотвращение этого посредством ставшей уже традиционной покупки валюты Центробанком за пару месяцев вывело бы инфляцию на уровень десятков процентов в год. Таким образом, сохранение высоких цен на нефть отнюдь не безусловная удача. Их снижение до 19-20 долларов за баррель, с одной стороны, не нанесло бы непоправимый удар бюджету, а, с другой, ослабив остроту проблемы чрезмерного укрепления рубля, дало бы необходимую передышку отечественному товаропроизводителю в борьбе с импортом. Увы, здесь есть другая опасность. Как показывает опыт 90-х, ОПЕК неплохо работает при относительно высоких и стабильных ценах на нефть. Достаточно быстрое их снижение может привести к разрушению единства нефтеэкспортеров, что чревато уже неуправляемым падением цен. Анализ показывает, что в последние 10-15 лет цена на нефть, как правило, недолго находилась в районе 15 долларов за баррель. Она или стабильно превышала 20-долларовую отметку, или надолго падала на уровень 10-12 долларов. Так что остается лишь уповать на то, что нынешние хозяева американского Белого дома - техасцы, а Техасу слишком низкие цены на нефть тоже не нужны. Судя по событиям последних лет, включая иракские, корпоративные и региональные интересы для Буша и его команды не пустой звук. По моей оценке, все эти коллизии - не проблема года нынешнего. Мы твердо имеем в запасе не менее года спокойной ситуации с бюджетом и еще не драматической с конкурентоспособностью отечественной промышленности. Вывод прост до банальности. Нужно срочно ускорять структурную и налоговую реформы. Еще одного года добродушного созерцания и концептуальных дискуссий нам уже не будет отпущено.
Комментарии