ЕС значительно расширил список требований по вступлению России в ВТО, требуя, в частности, отказа от применения экспортных пошлин на нефть и газ.
Один из самых сложных вопросов переговоров по вступлению России в ВТО - энергетический рынок. Еще осенью 2002 г. члены ВТО, и в первую очередь ЕС, настаивали на выравнивании внутрироссийских и мировых цен на электроэнергию и газ. Но после встречи торгового комиссара ЕС Паскаля Лами с министром экономического развития и торговли Германом Грефом в конце октября европейцы смягчили свою позицию: Евросоюз перестал настаивать на выравнивании цен, но требовал включить пункт об их либерализации в обязательства России при присоединении к ВТО. Но Россия продолжала уверять партнеров в том, что этот вопрос не может быть внесен в набор стандартных условий присоединени.
Завершившиеся в субботу в Париже двухдневные переговоры с ЕС не оправдали надежд российских переговорщиков. Европейцы не только не смягчили прежние требования, но и выдвинули новые. Теперь ЕС требует от России и обеспечения равных условий доступа к трубе, и ликвидации любого монополизма "Газпрома", и отказа от применения экспортных пошлин на нефть и газ, и, как следствие, повышения внутренних и снижения экспортных цен, сообщил один из участников переговоров с российской стороны.
Как пояснили "Ведомостям" в пресс-офисе Еврокомиссии, эксперты ЕС считают, что Россия субсидирует своих производителей, устанавливая более высокие по сравнению с внутренними экспортные цены: при цене газа в $20-21 долл. за 1000 куб. м для российских предприятий экспортируемое "Газпромом" в Европу топливо стоит на уровне 120 долл. за 1000 куб. м. Россия также должна согласиться на то, чтобы монополия "Газпрома" на экспорт на искажала условия торговли, отмечает источник в Еврокомиссии. Претензии официальных представителей ЕС обусловлены позицией европейских производителей.
Возможно, взаимопонимание будет найдено на следующих переговорах с ЕС на высоком уровне. По словам источника в Минэкономразвития, в апреле или в мае состоится еще одна встреча на уровне министров ЕС и России.
Комментарии