Один из Vostok Nafta, а другой - из "Базового элемента"
У компании "Башнефть", подконтрольной правительству Башкирии, впервые могут появиться независимые директора. Кандидатами в совет директоров нефтяной компании стали Алекс Уильямс из фонда Vostok Nafta и представитель "Базового элемента" Дэвид Джеованис. Аналитики считают это подготовкой к приватизации "Башнефти".
Основной акционер "Башнефти" - Башкирская топливная компания (контролируется правительством республики) , владеющая 63,7% акций. Еще 2,5% акций напрямую принадлежит правительству Башкирии. По оценкам аналитиков, на свободном рынке обращаются не более 10 - 15% акций, остальные бумаги контролируются менеджментом. "Башнефть" - компания с падающей добычей: в 1995 г. она произвела 17,7 млн т нефти, а в 2002 г. - всего 12 млн т. Чистая прибыль за девять месяцев 2002 г. сократилась на 59% до 3,9 млрд руб. , выручка упала на 6% до 31,9 млрд руб.
"Башнефть" всегда была одной из самых закрытых нефтяных компаний в России, а ее акции не вызывали особого интереса у инвесторов. В прошлом году Объединенная финансовая группа и Deutsche Bank попробовали выпустить неспонсируемые GDR на акции компании, но эта попытка фактически провалилась. До сих пор работа "Башнефти" контролируется правительством республики, а совет директоров компании состоит из ее менеджеров и чиновников.
Но уже в этом году ситуация может измениться. Близкий к компании источник сообщил "Ведомостям", что фонд Vostok Nafta выдвинул в совет директоров "Башнефти" сотрудника Vostok Nafta Алекса Уильямса и исполнительного директора Basic Element Holding Дэвида Джеованиса. Сотрудники "Башнефти" отказались комментировать эту информацию, сказав лишь, что новый совет будет избран на годовом собрании акционеров 28 апреля.
Президент Vostok Energo (аффилирована с Vostok Nafta) Сеппо Ремес подтвердил, что его компания выдвинула Уильямса и Джеованиса в совет директоров "Башнефти". "Мы считаем, что компании было бы полезно иметь независимых директоров, - поясняет он. - Это позволит "Башнефти" стать более прозрачной и эффективной". Ремес не уточнил, каким процентом акций нефтяной компании владеет Vostok Nafta. Он лишь отметил, что этого количества может не хватить даже на одно место в совете. "Но мы работаем над этим", - заверил он.
Сеппо Ремес не объяснил, почему Vostok Nafta выдвинула в совет "Башнефти" и представителя "Базового элемента". В компании от комментариев на этот счет отказались, не стал говорить об этом и сам Дэвид Джеованис.
Источник, близкий к акционеру "Башнефти", говорит, что "Базэл" попросил у Vostok Nafta содействия в выдвижении Джеованиса. "У структур "Базэла" тогда был небольшой пакет, которого не хватало для выдвижения кандидата, - объясняет источник. - А Vostok Nafta согласилась включить в свой список Джеованиса. Но, по моей информации, в последнее время "Базэл" увеличил свой пакет". Еще один акционер нефтяной компании допускает, что"Базэл" мог предложить Vostok Energo помощь по другим проектам, например по РАО "ЕЭС России". И Ремес, и Джеованис баллотируются в совет директоров холдинга, однако неизвестно, какими пакетами владеют предложившие их акционеры.
Аналитики полагают, что частные акционеры "Башнефти" активизировались в преддверии приватизации компании. В августе прошлого года президент Башкирии Муртаза Рахимов подписал указ, разрешающий Башкирской топливной компании продать акции "Башнефти". Чиновник из местного правительства считает, что компания будет выставлена на торги еще до выборов президента республики, намеченных на декабрь. "Скорее всего именно поэтому миноритарии решили взяться за дело", - говорит специалист "Атона" Стивен Дашевский. Они вряд ли рассчитывают на повышение прозрачности "Башнефти" или на значительные дивиденды, считает аналитик, поскольку "у компании нет никакого потенциала роста".
Стивен Дашевский думает, что "Базэл" и Vostok Nafta могли скупать акции "Башнефти", зная об интересе одного из своих партнеров к нефтяной компании. Впрочем, есть и другие версии. "Может быть, они приобретают эти пакеты просто со спекулятивными целями. Кто бы ни купил "Башнефть", ему не нужны такие активные совладельцы, как "Базэл". Поэтому любой новый собственник попытается выкупить крупных миноритариев", - говорит источник, близкий к "Башнефти". В последние три месяца акции нефтяной компании дорожали: ее капитализация выросла до $470 млн (свыше 20% ).