Конфереция

Топливники пойдут на биржу

ЗАО "Товарная биржа" приступит к торгам нефтепродуктами. На первую российскую биржу, устроенную Петром Великим в северной столице, купцы шли подневольно. Российский торговый люд никак не мог взять в толк - к чему им голландские торги, когда затариться можно на исконно русской ярмарке. Только во второй половине девятнадцатого века биржи, в том числе и товарные, стали появляться в крупных "приморских и прочих знатных городах". К концу 20 века в нашей стране функционировало порядка 800 товарных бирж, восемь из которых вели торги в Петербурге. Из них в настоящее время работают только фондовые биржи. Сегодня работа товарных бирж постепенно возобновляется. Пол года тому назад в Петербурге начало работать ЗАО "Товарная биржа". О достижениях и планах товарной биржи корреспонденту Au92 рассказал ее генеральный директор, председатель биржевого совета Григорий Николаевич Пропалов. - Григорий Николаевич, какова предыстория создания вашей биржи? - Я коммерсант, биржевик со стажем. До создания ЗОА "Товарная биржа" семь лет к ряду делал товарный рынок на "Товарно-фондовой бирже "Санкт-Петербург". И всегда считал необходимым наличие в городе товарной биржи. В августе прошлого года мне, вместе с группой аудиторских фирм и несколькими котельными, удалось такую биржу организовать. На нашей бирже нет места валютчикам. Сегодня мы ведем реальные торги по трем товарным группам: мазут, уголь и лес. Валютно-обменные операции и оборот неучтенных валютных средств у нас отсутствуют. Реальными я называю обычные товарные сделки в реальном времени и с обычными условиями поставки. Мы работаем по принципу "сегодня деньги - завтра стулья". Все остаются довольными: мы получаем крупный для биржевой торговли регистрационный сбор, клиенты - товар по выгодной цене. - На чем строится работа "Товарной биржи"? - У нас на бирже все предельно просто. Мы не оперируем такими понятиями, как технология проведения биржевых торгов в электронном виде - ее можно заменить обычном компьютером с оператором, который будет обработать всю информацию. Пока мы не работаем с фьючерсами. На мой взгляд, все проекты, построенные на работе с ними, обречены на неудачу. Нельзя так просто взять и перепрыгнуть в "светлое будущее". А оно для биржевиков именно в работе с фьючерсными контрактами. Но прежде нам предстоит освоить форвардный контракт. Это - наш завтрашний день. После реализации этого механизма мы оценим необходимость введения фьючерсных торгов. Вопросы завтрашнего дня мы решаем совместно с ЗАО "Санкт-Петербургская валютная биржа" . У них есть опыт отработки реальных фьючерсных контрактов, и он нам, бесспорно, интересен и полезен. - Пол года тому назад - когда ЗАО "Товарная биржа" только появилось, как вы рассчитывали объем того же мазута, который должен был пройти у Вас через систему торгов? Совпал ли реальный результат с предполагаемым? - Существует плановый объем потребления мазута в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В год топливные котельные потребляют 3 млн. тонн мазута, в том числе резервного топлива. 70 процентов от этого объема идет по линии топливно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга и по муниципальным бюджетным закупам, оставшиеся 30 достаются ведомственным котельным. Этот объем, учитывая факторы случайности, мы разделили пополам. И, понадеявшись на здравую логику в действиях руководства Региональной топливно-энергетической комиссии Санкт-Петербурга, устанавливающей тарифы на тепло и электроэнергию, рассчитали, что сможем выйти на объем в 300 тысяч тонн. Однако логики в действиях руководства региональной комиссии нет. Рост цен на сто процентов по топочным мазутам за осень 2002 года не был учтен, оборотные средства котельных резко сократились. Так что объемы мазута, прошедшего через нашу биржу, не так велики, как хотелось. Но сделки реальные и это немаловажно. За два месяца прошлого года на нашей бирже были проданы 14 тысяч тонн мазута. Еще 4 тысячи тонн были куплены в этом году. - Собираетесь ли Вы ввести в биржевой оборот новые группы товаров? - В ближайшее время Петербург ожидает "бензиновая сенсация". ЗАО "Товарная биржа" приступит к торгам со светлыми нефтепродуктами. Будет установлена биржевая котировочная цена на бензин и дизельное топливо для оптовых торговцев, и частники смогут приобретать их на более выгодных условиях. Когда это случится, сказать не могу - прежде нам нужно будет решить некоторые вопросы организационного плана. Но, так или иначе, об этом событии читатели Au92 узнают первыми. - Григорий Николаевич, каковы перспективы развития биржевых торгов нефтепродуктами в России и Петербурге? Сегодня в России товарных бирж практически нет. Одна товарная биржа ведет торги по нескольким товарным группам в Ставропольском крае. В Петербурге биржевые торги по товарным группам проводим только мы. Товарная биржа должна быть в каждом регионе. И федеральное правительство понимает эту необходимость, проявляет интерес к работе практиков, просит у нас совета. И так как я являюсь владельцем нескольких котельных и организатором товарного рынка в Санкт-Петербурге, то, помимо основной работы, принимаю непосредственное участие в государственной программе по внедрению биржевых способов торговли в рынок нефтепродуктов России непосредственное участие. Предполагается организовать государственную товарную биржу. И не просто организовать, а сделать так, чтобы она завтра же заработала. Хотя, если подходить к этому вопросу объективно, то организовать государственную биржу в короткие сроки практически не возможно. У нас нет законодательной базы, регулирующей работу государственных товарных бирж. А для того, чтобы ее создать потребуется ни один год. - Чем вызвана такая спешность в создании государственной товарной биржи в стране? - Есть несколько причин, по которым товарные биржи должны быть созданы в ближайшее время. Прежде всего, биржевая торговля направлена на оптимизацию рыночных цен и расширение сбыта. И товарные биржи создаются с целью согласования интересов представителей коммерческих кругов с государства. Кроме того, мы созданы для того, чтобы предупреждать самодурство чиновников, устанавливающих тарифы на энергоносители в соответствии с котировками Лондонской биржи. Причем, я убежден, что делается это сознательно - с целью довести предприятия до банкротства, прибрать их к рукам и, естественно, извлечь из этого выгоду. Сегодня в нашем регионе сложилась именно такая ситуация. Тарифы на тепло и электроэнергию руководство РЭКа непомерно завышает, а если их и пытается где-то их снизить, то методами, противоречащими российскому законодательству.
Комментарии